По данным ВОЗ, ежегодно от заболеваний, связанных с сердцем и сосудами, умирает порядка 17 млн человек, что составляет приблизительно 29 % от всех случаев со смертельным исходом. При этом увеличилось количество пострадавших в самом трудоспособном возрасте — от 45 до 64 лет [1].
Заболеваемость ишемической болезнью сердца (ИБС) составляет примерно 55 % от всех болезней сердечно-сосудистой системы. Средняя продолжительность жизни мужчин в РФ в 2018 г. составила 65,92 лет, женщин — 76,7 года [2].
Учитывая медико-социальную значимость проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, актуальность темы о роли медицинской сестры в профилактике и реабилитации пациентов кардиологического профиля постоянно возрастает. Существует необходимость в привлечении медицинских сестер с высшим медицинским (сестринским) образованием к участию в организации школ здоровья для пациентов в учреждениях здравоохранения. По предварительной оценке ВОЗ, 80 % преждевременных смертей, вызываемых ежегодно сердечно-сосудистыми заболеваниями, можно избежать, если профилактическую работу с населением направить на ориентацию человека на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек (в первую очередь от курения и злоупотребления алкогольными напитками), правильное здоровое питание [3].
В соответствии с актуальностью проблемы важно научно обосновать роль сестринского персонала в реабилитации пациентов кардиологического профиля. Для этого перед сестринским персоналом кардиодиспансера были поставлены следующие задачи:
— проанализировать профессиональные обязанности сестринского персонала по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
— проанализировать уровень знаний пациентов по вопросам, касающимся факторов риска в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний;
— обосновать необходимость введения школы здоровья для пациентов и их родственников.
Термин «реабилитация» происходит от латинского habilis — способность или rehabilis — восстановление способности. Реабилитация представляет собой комплекс координированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на наиболее полное восстановление здоровья, психологического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания [4].