Мы часто слышим, что «медики — вечные студенты!». Что же представляет собой непрерывное профессиональное обучение и развитие и какую роль в осуществлении данного процесса играет руководитель сестринской службы?
Государственной задачей в области реформирования здравоохранения является повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи населению, важная роль в реализации которой была отведена специалистам сестринского дела.
Непрерывное профессиональное обучение и развитие — это прежде всего поддержание высокого уровня совершенствования знаний, практических навыков и умений, необходимых специалистам для оказания высококвалифицированной медицинской помощи. Непрерывное профессиональное обучение и развитие являются элементом этического долга каждого медицинского работника, поэтому в процессе обучения должны принимать участие все, кто предоставляет качественные медицинские услуги: врачи, медицинские сестры, лаборанты, акушерки, фельдшеры и другие специалисты.
Концепция образования за последние годы существенно изменилась. В результате того что существующие системы базового образования в силу инертности не успевают за изменениями, происходящими в мире и увеличивающимся потоком научной информации, молодое поколение после окончания колледжа и получения профессионального образования в 23–25 лет является носителем уже устаревших знаний. Все это указывает на особое значение человеческих ресурсов и системы непрерывного обучения в течение всей жизни как ведущего фактора общественного и профессионального развития.
Непрерывное обучение и развитие должны совмещаться с основным видом деятельности молодого специалиста. Главной образовательной задачей является создание условий и предпосылок, позволяющих обеспечить увеличение продолжительности активной творческой жизни специалиста, максимальное и эффективное использование опыта, интеллектуальных ресурсов и личностного потенциала человека в течение его трудовой жизни.
Учитывая перемены, происходящие в отечественном здравоохранении, старшей медицинской сестре приходится быть не только руководителем, но и педагогом. Под ее руководством трудятся специалисты разных возрастных категорий, воспитания и культуры, с различными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой и отношением к своей деятельности.