В настоящее время наиболее обсуждаемой проблемой всего населения страны является закон о повышении пенсионного возраста, который уже был подписан президентом Российской Федерации 3 октября 2018 г. [1]. Его цель — обеспечить устойчивый рост пенсий за счет их индексации выше уровня инфляции. Необходимость изменений в настоящее время связана с изменившейся демографической обстановкой, так как возрастает численность пенсионеров при одновременном сокращении количества трудоспособного населения [2]. В рамках данного закона внесены поправки в несколько базовых законов: Уголовный, Трудовой, Бюджетный кодексы, в закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». С 2019 г. вступит в силу пакет мер, защищающих права работников старших возрастов. Следует отметить, что по новому законодательству предпенсионниками считаются те граждане, которым до наступления срока выхода на пенсию остается пять лет [3].
Особую значимость для работодателей имеют поправки, внесенные в Уголовный кодекс РФ.
В соответствии с ним незаконное увольнение работников предпенсионного возраста или необоснованный отказ в приеме их на работу работодателям будет грозить наказание.
Со стороны работодателя отвечать за это будут ответственные лица, допустившие такие нарушения.
По решению суда их могут наказать штрафом до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты, либо обязательными работами сроком на 360 часов [4].
Решение проблемы трудоустройства граждан предпенсионного возраста сопряжено с отсутствием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда.
Так, в Республике Мари Эл даже для 2017 г. была характерна положительная динамика числа пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность (рис. 1), с одной стороны, а с другой — снижение продолжительности вакантных рабочих мест (рис. 2).
Анализ банка вакансий показал несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных и профессионального среза вакансий.