Современная политическая система сталкивается с множеством вызовов и угроз, что значительно подрывает её стабильность. Государства действуют согласно своим национальным интересам и воздействуют на других акторов, применяя тактики убеждения и формирования положительного образа государства. «Мягкая сила» как разновидность внешнеполитической деятельности призвана популяризировать родной язык, научные и культурные достижения, распространять уникальную систему ценностей, предоставлять образовательные услуги. Роль «мягкой силы» неуклонно возрастает, закрепляя за собой статус ключевого ресурса влияния в глобальном мироустройстве.
Понятие «мягкая сила» было рассмотрено в работах американского политолога-международника Джозефа Ная. Он сформулировал и раскрыл его суть в научной статье Soft Power, опубликованной в журнале Foreign Policy в 1990 г. Импульсом для разработки концепта послужило обострение ядерного противостояния между СССР и США. Именно тогда возникла необходимость перестраивать систему международных отношений посредством внедрения «мягких» механизмов взаимодействия. Изначально Джозеф Най под «мягкой силой» понимал идеологические, институциональные и культурные ресурсы, противопоставляя её «жесткой силе» [1].
Исследователи определяют два направления увеличения потенциала «мягкой силы»:
— «естественный» путь — проведение внутренней и внешней политики, вызывающей одобрение со стороны мирового сообщества. Например, продвижение перспективной экономической модели или участие в решении глобальных проблем способствуют укреплению авторитета государства. Однако возникает ряд трудностей, искажающих ожидаемый результат: неравные возможности государств в транслировании собственного образа за рубежом, что проявляется в навязывании «стандартов поведения». Страны-лидеры регламентируют освещение событий, исходя из своих интересов, устанавливают собственную систему ценностей, где остальные акторы должны под неё подстраиваться, так как их действия оцениваются исключительно в рамках этой системы координат. В такой ситуации существуют два выхода: мириться с существующими условиями или менять «стандарты» посредством наращивания мощи государства;