Психотические расстройства в структуре расстройств шизофренического спектра (РШС), представляют собой одну из наиболее значимых проблем в области психического здоровья в силу их высокой распространенности, хронического течения и выраженного негативного влияния на качество жизни. Согласно данным, представленным в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, пятое издание Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM-5), хронические психотические расстройства характеризуются не только наличием продуктивной симптоматики, такой как бред и галлюцинации, но и сопровождаются глубокой социальной и профессиональной дезадаптацией [1]. Это приводит к значительному снижению функциональной активности пациентов, что, в свою очередь, способствует увеличению уровня инвалидизации и ухудшению прогноза заболевания.
Эпидемиологические исследования указывают на то, что распространенность шизофрении в общей популяции варьируется в пределах от 0,5 до 1,6 %, что делает ее одним из наиболее распространенных тяжелых психических расстройств. При этом шизофрения и родственные ей расстройства ассоциируются с высоким уровнем инвалидности, подчеркивая их значимость как проблемы общественного здравоохранения [2]. Помимо клинической симптоматики, важным аспектом психотических расстройств является феномен самостигматизации, который возникает как следствие внутреннего принятия пациентом социальных стереотипов, связанных с психическими заболеваниями. Самостигматизация способствует усилению социальной изоляции, снижению самооценки и ухудшению качества жизни, создавая дополнительное бремя для пациентов и их семей [3].
В терапии психотических расстройств современные подходы предполагают не только купирование продуктивной симптоматики, но и акцент на улучшение когнитивных функций, социальной адаптации и профессиональной реабилитации. Традиционно основу терапии составляют антипсихотические препараты, однако их влияние на негативную симптоматику (апатия, алогия, социальная отгороженность) и когнитивные нарушения остается ограниченным [4]. Кроме того, побочные эффекты антипсихотической терапии, такие как экстрапирамидные расстройства, метаболические нарушения и седация, часто снижают приверженность пациентов к лечению, что негативно сказывается на долгосрочных результатах и реабилитационном потенциале [5].