По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/nik-02-2512-08

Роль патриотизма в российских средствах массовой информации

Чичкова Милана Александровна магистрант кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: okokhanaya@mosgu.ru

В статье анализируются проблемы патриотизма в отражении СМИ, раскрывается роль молодежи в процессе национального единения, предпринят обзор подходов к проблеме медийного продвижения патриотизма, рассматривается патриотическое воспитание средствами медиа. Показано, что в условиях глобализации и информационной революции значение патриотизма продолжает оставаться актуальным, оказывая значительное влияние на политическую, культурную и социальную сферы жизни. Современные исследования патриотизма затрагивают широкий спектр вопросов, включая его определение, функции и методы анализа. Важность патриотизма как опорной идеи в общественном сознании подчеркивается его способностью объединять людей вокруг общих ценностей и целей, способствуя устойчивому развитию государства и общества.

Литература:

1. Бобров А.А. (2023) Основы журналистской деятельности. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт. — 343 с.

2. Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2020) Формирование нового медиапространства в эпоху социальных и технологических трансформаций // Челябинский гуманитарий. — №2 (51). — С. 81–88.

3. Зеленина Е.В., Барышников К.Б. (2024) Гуманистические идеалы в журналистике (к 150-летию русского мыслителя и публициста Н. А Бердяева) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — № 1. — М. Т.1.

4. Киричек П.Н. (2014) Информация в универсуме культуры: монография. М. : Научная книга. — 312с.

5. Головин Ю.А., Коханая О.Е. (2022) Журналистика как социокультурный институт : теория и практика : монография. — М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. — 186 с.

6. Ильинский И.М. (2022) Молодежь и строительство нации // Знание. Понимание. Умение. — №. 2. — С. 5–28.

7. Лазутина Г.В. (2024) Основы журналистской деятельности. — М. : Изд-во Юрайт. — 213 с.

1. Bobrov A.A. (2023) Fundamentals of Journalism. 2nd ed., corrected and enlarged. Moscow: Yurait. — 343 p.

2. Golovin Yu.A., Kokhanaya O.E. (2020) Formation of a New Media Space in the Era of Social and Technological Transformations // Chelyabinsk Humanitarian. — No. 2 (51). — P. 81–88.

3. Zelenina E.V., Baryshnikov K.B. (2024) Humanitarian Ideals in Journalism (on the 150th Anniversary of the Russian Thinker and Publicist N.A. Berdyaev) // Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishchev. — No. 1. — Moscow. Vol. 1.

4. Kirichek P.N. (2014) Information in the Universe of Culture: A Monograph. Moscow: Nauchnaya Kniga. — 312 p.

5. Golovin Yu.A., Kokhanaya O.E. (2022) Journalism as a Sociocultural Institution: Theory and Practice: A Monograph. Moscow: Moscow University for the Humanities Publishing House. — 186 p.

6. Ilyinsky I.M. (2022) Youth and Nation Building // Knowledge. Understanding. Skill. — No. 2. — P. 5–28.

7. Lazutina G.V. (2024) Fundamentals of Journalistic Activity. Moscow: Yurait Publishing House. — 213 p.

Статья поступила 19.10.2025 г. Статья одобрена к публикации 27.10.2025 г.

Патриотизм, как сложное и многогранное социальное явление, на протяжении веков играл ключевую роль в формировании национальной идентичности и консолидации общества. Внимание к исследованию темы патриотизма проявляют такие ученые, как Зеленина Е.В., Головин Ю.А. (Головин, Коханая: 2022), Бобров А.А. (Бобров: 2023), Коханая О.Е. (Головин, Коханая: 2020), Киричек П.Н. (Киричек: 2014) и многие другие. Исследование представленных работ подтверждает ключевую роль в культивировании патриотического сознания и важность СМИ в формировании патриотических настроений в России.

Современное общество предлагает различные интерпретации понятия патриотизма. Некоторые ученые рассматривают его как один из базовых компонентов по управлению массовым сознанием, состоящий из комплексной структуры и являющийся объектом изучения общественных наук, прежде всего, политологии, истории и социологии. В этом контексте патриотизм является инструментом воздействия на массовое сознание, формируемым через навязывание определенных ценностей и идеалов. Патриотизм в данном подходе рассматривается как часть социального и политического контроля.

Другие исследователи считают патриотизм духовным наследием, внутренним состоянием души человека, основанным на уважении и благодарности к родному краю. В этом подходе патриотизм видится как естественное чувство, возникшее задолго до современной эпохи, и ассоциируется с инстинктом самосохранения национального достояния и идентичности.

Также важно отметить, что средства массовой информации (СМИ) играют ключевую роль в формировании патриотических настроений в современном обществе. В России СМИ активно участвуют в трансляции государственных идей и патриотических ценностей, что способствует формированию общественного мнения и культурной идентичности. В России СМИ часто используются как инструмент государственной политики для укрепления национального единства и патриотизма. Освещение значимых государственных событий, героического прошлого, военных побед, и культурных достижений страны способствует воспитанию чувства гордости за свою страну и ее историю. Это включает в себя акцентирование на исторических юбилеях, памятных датах и национальных героях, что укрепляет связь между прошлым и настоящим.

Для Цитирования:
Чичкова Милана Александровна, Роль патриотизма в российских средствах массовой информации. Ученый совет. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: