По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Роль отраслевых соглашений в регулировании труда гражданских служащих

Аверьянова М.И. канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Нижегородский институт управления— филиал РАНХиГС, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46, E-mail: miaverianova@yandex.ru

В работе исследуются особенности применения в регулировании труда гражданских служащих такой разновидности нормативных договоров социального партнерства как отраслевые соглашения. Выявлено, что в наибольшей степени указанные процессы касаются отношений в сфере занятости, служебного времени и времени отдыха, оплаты, охраны труда, подготовки и дополнительного профессионального образования, служебной дисциплины в части поощрений, гарантий и мер социальной поддержки. Анализ соглашений свидетельствует, что многие их положения воспроизводят нормы трудового законодательства, тем самым дополнительно предполагая субсидиарность применения указанных норм вправовом регулировании тех отношений, которые напрямую не урегулированы законодательством о государственной службе. А также соглашения закрепляют дополнительные гарантии профессиональной деятельности гражданских служащих.

Литература:

1. Гусов К.Н. О роди индивидуального договорного регулирования труда на современном этапе // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: материалы VIII международной научно-практической конференции / под общ. ред. К.Н.Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 100.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/11191?print=1 (дата обращения: 02.03.2022).

3. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 27.

4. Миннигулова Д.Б. Особенности и формы социального партнерства на государственной гражданской службе в пространстве современного правового государства // Проблема совершенствования законодательства. 2010. № 1. С. 100.

5. Трудовое право России: учебник для бакалавров / К.Н. Гусов, А.А.Андреев, Э.Н. Бондаренко и др. М.: Проспект, 2021. С. 163, 170.

6. Иванкина Т.В. К вопросу о гарантиях, предоставляемых гражданским служащим // Российский ежегодник трудового права. 2012. № 8. С. 427.

На современном этапе одним из основных методов регулирования наемного труда является сочетание государственного и договорного. Соотношение государственного и договорного регулирования изменяется в зависимости от социально-экономических, политических и других объективных факторов. В целом история развития трудового законодательства — это предмет поисков наиболее правильного сочетания государственного и локального (договорного) регулирования трудовых правоотношений (включая условия труда) в интересах субъектов этих отношений [1].

На основе принципа единства и дифференциации регулирования наемного труда наряду с установлением общих правил и гарантий в сфере труда также подлежат учету и особенности труда отдельных категорий работников с установлением для них специальных правил. Одной из организационно-правовых форм наемного труда является государственная служба, в отношении которой установлены особые правила, регулирующие этот вид наемного труда.

Профессиональная деятельность государственных служащих обладает своей спецификой, поскольку, исходя из положений ст.11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство либо совсем не подлежит применению к их труду (в отношении военнослужащих), либо применяется субсидиарно — с учетом особенностей, установленных законами о государственной службе. Последнее из указанных правил относится в том числе к труду гражданских служащих.

Согласно данным Росстата, в 2020г. совокупная численность лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, в государственных органах РФ (федеральных и субъектов РФ) составила 660,5 тыс. человек. Из них: 39,3 тыс. — гражданские служащие центральных аппаратов федеральных государственных органов, и 621,3 тыс. гражданских служащих на региональном уровне, в том числе в федеральных государственных органах — 415,4 тыс., в государственных органах субъектов РФ — 205,9 тыс. человек [2].

Специализированный закон о гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») содержит положения о правовых источниках, содержащих нормы о гражданской службе, только в отношении законодательства РФ о государственной гражданской службе Российской Федерации, являющегося приоритетным источником правового регулирования данного вида профессиональной деятельности, исходя из ее сути (содержание понятия «гражданская служба» дано в ст.3 Закона о ГГС) и международных договоров.

Для Цитирования:
Аверьянова М.И., Роль отраслевых соглашений в регулировании труда гражданских служащих. Юрисконсульт в строительстве. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: