На современном этапе одним из основных методов регулирования наемного труда является сочетание государственного и договорного. Соотношение государственного и договорного регулирования изменяется в зависимости от социально-экономических, политических и других объективных факторов. В целом история развития трудового законодательства — это предмет поисков наиболее правильного сочетания государственного и локального (договорного) регулирования трудовых правоотношений (включая условия труда) в интересах субъектов этих отношений [1].
На основе принципа единства и дифференциации регулирования наемного труда наряду с установлением общих правил и гарантий в сфере труда также подлежат учету и особенности труда отдельных категорий работников с установлением для них специальных правил. Одной из организационно-правовых форм наемного труда является государственная служба, в отношении которой установлены особые правила, регулирующие этот вид наемного труда.
Профессиональная деятельность государственных служащих обладает своей спецификой, поскольку, исходя из положений ст.11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство либо совсем не подлежит применению к их труду (в отношении военнослужащих), либо применяется субсидиарно — с учетом особенностей, установленных законами о государственной службе. Последнее из указанных правил относится в том числе к труду гражданских служащих.
Согласно данным Росстата, в 2020г. совокупная численность лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, в государственных органах РФ (федеральных и субъектов РФ) составила 660,5 тыс. человек. Из них: 39,3 тыс. — гражданские служащие центральных аппаратов федеральных государственных органов, и 621,3 тыс. гражданских служащих на региональном уровне, в том числе в федеральных государственных органах — 415,4 тыс., в государственных органах субъектов РФ — 205,9 тыс. человек [2].
Специализированный закон о гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») содержит положения о правовых источниках, содержащих нормы о гражданской службе, только в отношении законодательства РФ о государственной гражданской службе Российской Федерации, являющегося приоритетным источником правового регулирования данного вида профессиональной деятельности, исходя из ее сути (содержание понятия «гражданская служба» дано в ст.3 Закона о ГГС) и международных договоров.