Из-за торможения отечественной экономики и разбалансировки бюджетов российским регионам и муниципалитетам стало намного труднее реализовывать свои программы развития. Сокращая на него расходы и беря займы не на инвестиции, а на текущие расходы, российские региональные и местные власти попадают в замкнутый долговой круг. Бюджетные кредиты так и не смогли заместить весь коммерческий долг регионов (хотя Татарстану и Краснодарскому краю они уже были продлены на 20 лет под фактически нулевой процент). В свою очередь, многие муниципалитеты просто не располагают какими-либо существенными источниками собственных доходов за счет налоговых поступлений и полностью зависят от финансовой помощи региональных администраций, а те — от поступлений корпоративного налога на прибыль, резко сократившиеся в 2014–2017 гг., и от бюджетных трансфертов, размер которых непредсказуем, как и вся бюджетная политика федерального центра.
Различные федеральные налоговые льготы типа платежей по налогу на землю значительно сокращают поступления в местные бюджеты. Еще в 2011 г. многие муниципальные бюджеты лишились поступлений от транспортного налога из-за необходимости создания дорожных фондов. Предложение оставлять в бюджетах муниципалитетов прибыль субъектов малого бизнеса не дало ожидаемого эффекта, да и не могло дать в силу слишком небольшой доли малого бизнеса в экономике страны.
Несмотря на нарастающие бюджетные сложности, федеральные власти постепенно все же передают регионам и муниципалитетам все больше полномочий, а вместе с полномочиями растут и их финансовые обязательства, но не денежные поступления из федерального центра. В результате у регионов и муниципалитетов просто отсутствует возможность развивать собственную экономику и инфраструктуру. Ситуация усугубляется изношенностью инфраструктуры ЖКХ (в некоторых регионах износ основных фондов составляет более 70 %), которая требует постоянных расходов из местных бюджетов. Происходящее в настоящее время замедление темпов роста экономики страны еще больше увеличит финансовое бремя проблем, перекидываемых федеральным центром и региональными властями на муниципалитеты.