Музейно-педагогический процесс — это важнейшая часть работы любой музейной организации, этот сегмент деятельности обеспечивает единство воспитания и обучения подрастающих поколений. Культурно-просветительская деятельность любого музея, в том числе и художественного, часто соприкасается с музейной педагогикой, во многом эти процессы являются взаимосвязанными. Так, в рамках музейной среды эти точки соприкосновения можно обозначить следующими категориями:
• обучение как процесс создания и накопления опыта работы с различными художественными ценностями, памятниками архитектуры, культуры, наследием человечества. Обучение ориентировано прежде всего на общее творческое развитие ученика и повышение качества, уровня духовной культуры личности;
• воспитание как процесс создания у ученика художественного вкуса, формирования эстетического восприятия музейной культуры в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что музейно-педагогический процесс является целенаправленным и упорядоченным взаимодействием между учащимися и непосредственно музейным педагогом. Эти отношения направлены на всестороннее развитие творческих возможностей личности учащегося в условиях музейного пространства. В основе этого процесса, имеющего принципиальное значение для сохранения и развития духовности в обществе, лежат гумани стические принципы, среди которых необходимо выделить следующие:
• принцип личностной ориентации на отдельных представителей аудитории, учет индивидуальных особенностей разных учеников, опора на уникальные реакции каждого из них. Данный принцип предполагает развитые навыки педагогической наблюдательности и гибкости в образовательном процессе;
• принцип обязательного учета возрастных и прочих характеристик контактной аудитории.
Понятие «музейная педагогика» впервые появилось в Советском Союзе в начале 1970-х годов, постепенно этот аспект деятельности музейных институций стал получать все большее распространение. На первых этапах своего становления педагогическая работа в музеях реализовывалась в рамках отдельных музеев и была довольно локализованной, централизованные формы, как, например, в Германии, она приобрела с опозданием.