По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль музея и музейной педагогики в развитии и воспитании учеников старших классов

Александра Даниленко г. Санкт-Петербург

Музейно-педагогический процесс является неотъемлемой частью работы современных музеев. Музейная педагогика определяется формой, структурой реализации этого процесса. В статье представлен краткий обзор истории становления этого понятия, рассмотрены особенности музейной образовательной деятельности в отношении учеников старшего школьного возраста. От их психофизиологических характеристик зависит выбор форм культурно-просветительской работы в музее, а также определение главных целей этой работы.

Литература:

1. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи / Б.А. Столяров. — Л., 1987.

2. Манкевич И.А. Социальные коммуникации и художественная культура: учебно-методическое пособие / И.А. Манкевич, A.B. Карпов. — СПб.: ЛГОУ, 2011.

3. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. — М.: Высшая школа, 1990.

4. Никишин Н.А. Музейная сфера в эпоху сетевых технологий / Н.А. Никишин [Электронный ресурс]. — URL: http://www.adit.ru/adit2001/ рарег5/рарег.азр?потег=70.

5. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / Т.П. Мышева. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008.

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б.А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2014.

7. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. — Ч. 1 / Б.П. Юсов // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. — М.: Советский художник, 1973.

Музейно-педагогический процесс — это важнейшая часть работы любой музейной организации, этот сегмент деятельности обеспечивает единство воспитания и обучения подрастающих поколений. Культурно-просветительская деятельность любого музея, в том числе и художественного, часто соприкасается с музейной педагогикой, во многом эти процессы являются взаимосвязанными. Так, в рамках музейной среды эти точки соприкосновения можно обозначить следующими категориями:

• обучение как процесс создания и накопления опыта работы с различными художественными ценностями, памятниками архитектуры, культуры, наследием человечества. Обучение ориентировано прежде всего на общее творческое развитие ученика и повышение качества, уровня духовной культуры личности;

• воспитание как процесс создания у ученика художественного вкуса, формирования эстетического восприятия музейной культуры в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что музейно-педагогический процесс является целенаправленным и упорядоченным взаимодействием между учащимися и непосредственно музейным педагогом. Эти отношения направлены на всестороннее развитие творческих возможностей личности учащегося в условиях музейного пространства. В основе этого процесса, имеющего принципиальное значение для сохранения и развития духовности в обществе, лежат гумани стические принципы, среди которых необходимо выделить следующие:

• принцип личностной ориентации на отдельных представителей аудитории, учет индивидуальных особенностей разных учеников, опора на уникальные реакции каждого из них. Данный принцип предполагает развитые навыки педагогической наблюдательности и гибкости в образовательном процессе;

• принцип обязательного учета возрастных и прочих характеристик контактной аудитории.

Понятие «музейная педагогика» впервые появилось в Советском Союзе в начале 1970-х годов, постепенно этот аспект деятельности музейных институций стал получать все большее распространение. На первых этапах своего становления педагогическая работа в музеях реализовывалась в рамках отдельных музеев и была довольно локализованной, централизованные формы, как, например, в Германии, она приобрела с опозданием.

Для Цитирования:
Александра Даниленко, Роль музея и музейной педагогики в развитии и воспитании учеников старших классов. Музей. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: