По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2211-04

Роль медицинского персонала в программах реабилитации получателей социальных услуг в условиях психоневрологического интерната

Латыпова Елена Георгиевна главная медицинская сестра Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Нефтекамский психоневрологический интернат», 452687, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, пр-кт Юбилейный, 23, e-mail: latelc211178@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8695-6254

В статье представлена программа реабилитации получателей социальных услуг в условиях психоневрологического интерната (далее — ПНИ) в различных направлениях с непосредственным участием младшего и среднего медицинского персонала. Целью создания программы является реализация лечебно-трудовой реабилитации получателей социальных услуг (далее — ПСУ) и сохранение их независимости любыми возможными ресурсами. Результаты программы: организовано выполнение реабилитационных мероприятий согласно индивидуальной программе реабилитации и (или) абилитации, определены направления работы с людьми с ограниченными возможностями для их дальнейшей лечебно-трудовой реабилитации, определены желание, интерес и возможность обучения ПСУ новым трудовым навыкам, сохранена социализация ПСУ. Заключение. Результатом четкой, слаженной, командной работы специалистов является полное удовлетворение потребностей больного человека. Получатели социальных услуг чувствуют себя полноценными членами общества со всеми правами, ответственностью и обязанностями.

Литература:

1. Губарева Е. А. Реабилитация в условиях психоневрологического интерната / Е. А. Губарева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113); С. 988–991.

2. Морозова Е. В. Подходы к деятельности психолога в условиях психоневрологического интерната / Е. В. Морозова //Проблемы оказания психологической помощи в социальной сфере. Тезисы конференции психологов сферы социальной защиты населения города Москвы. Под общей редакцией О. В. Красновой. — М., 2010; С. 63–64.

3. Рязанцева Н. М. Влияние анималотерапии на психоневрологический статус детей с патологией развития (от 6 до 12 лет) / Н. М. Рязанцева, Е. В. Мензул, Д. С. Фомичев //Медсестра. — Издательство «МЕДИЗДАТ». — 2020. — № 10; С. 16–25.

4. Холостова Е. И. Социальная реабилитация. Учебное пособие Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева — М.: «Дашков и К», 2006; 340 с.

5. Шабалина Н. Б. Реабилитационный потенциал личности в теории и на практике / Н. Б. Шабалина //Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. — М., 2002; С. 14–23.

1. Gubareva E. A. Reabilitatsiia v usloviiakh psikhonevrologicheskogo internata [Rehabilitation in the conditions of a psycho-neurological care facilities] / E. A. Gubareva. — Text: direct // Molodoi uchenyi [Young scientist]. — 2016. — No. 9 (113); pp. 988–991. (In Russian)

2. Morozova E. V. Podkhody k deiatelnosti psikhologa v usloviiakh psikhonevrologicheskogo internata [Approaches to the activity of a psychologist in the conditions of a psycho-neurological care facilities] / E. V. Morozova // Problemy okazaniia psikhologicheskoi pomoshchi v sotsialnoi sfere [Problems of Providing Psychological Assistance in the Social Sphere]. Abstracts of the conference of psychologists in the sphere of social protection of the population of Moscow. Under the general editorship of O. V. Krasnova. — M., 2010; pp. 63–64. (In Russian)

3. Riazantseva N. M. Vliianie animaloterapii na psikhonevrologicheskii status detei s patologiei razvitiia (ot 6 do 12 let) [Influence of animal therapy on the psychoneurological status of children with developmental pathology (from 6 to 12 years old)] / N. M. Riazantseva, E.V. Menzul, D. S. Fomichev // Medsestra [Nurse]. — Publishing house «Medizdat». — 2020. — No. 10; pp. 16–25. (In Russian)

4. Kholostova E. I. Sotsialnaia reabilitatsiia [Social rehabilitation]. Manual. E. I. Kholostova, N. F. Dementieva. — M.: «Dashkov and K», 2006; 340 p. (In Russian)

5. Shabalina N. B. Reabilitatsionnyi potentsial lichnosti v teorii i na praktike [Rehabilitation potential of the individual in theory and practice] / N. B. Shabalina // Deiatelnost psikhologa v sluzhbakh mediko-sotsialnoi ekspertizy i reabilitatsii invalidov [Activity of a psychologist in the services of medical and social expert examination and rehabilitation of disabled people]. — M., 2002; pp. 14–23. (In Russian)

Программы реабилитации людей с психическими заболеваниями направлены на нормализацию основных сфер жизни (коммуникация, физическая активность и физический уход, организация личного пространства, образование и трудоустройство). Реабилитационные мероприятия в условиях ПНИ имеют свое специфическое содержание. С учетом контингента, проживающего в интернатах, работа обслуживающего персонала направлена на предотвращение углубления инвалидности, поддержание личностного и социального статуса, повышение уровня реабилитационных мероприятий в условиях интерната.

Проживающему в интернате ПСУ трудно найти смысл жизни, выбирать, что есть и когда, с кем в комнате жить, с кем общаться, а с кем нет, и т. п. И причина этого — устаревшая система, в которой не получалось оказывать помощь индивидуально. С 2017 года в интернате происходит постепенное внедрение изменений социальной и медицинской поддержки людей с ментальными (психическими) нарушениями и в том числе реабилитации. В настоящее время соблюдены все базовые конституционные права граждан, проживающих в ПНИ, принадлежащие каждому из нас по праву рождения (право на собственное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, право на владение и распоряжение личным имуществом, право на жилище и его неприкосновенность, право на качественную медицинскую помощь, право на труд и другие важные права, перечисленные в Конституции Российской Федерации). Краткое содержание программ, представленных в проекте, указывает на успешное преодоление получателями социальных услуг многоступенчатой реабилитации.

Основные ступени реализуемых программ следующие.

1. «Шаг вперед!» — сохранение и восстановление имеющихся навыков.

2. «Сопровождаемое проживание» — приобретение новых знаний и умений, обретение независимости от посторонней помощи, самостоятельное проживание, трудоустройство.

3. «ЗдОрово жить здорОво!» — формирование сознания ПСУ на достижение намеченных целей, обретение смысла жизни.

Для Цитирования:
Латыпова Елена Георгиевна, Роль медицинского персонала в программах реабилитации получателей социальных услуг в условиях психоневрологического интерната. Медсестра. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: