В современных условиях рыночного хозяйства для успешной деятельности его субъектов (производителя, потребителя и государства) особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело выбрать наиболее эффективную стратегию воздействия на складывающуюся на нем ситуацию.
Ведь каждый из названных субъектов экономической деятельности имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою политику.
Задача оперативного и стратегического управления организацией состоит в обеспечении ей преимущества в конкурентной борьбе, а значит, установление и поддержание динамичного воздействия организации с окружающей ее средой. Это достигается, как правило, за счет клиента (потребителя продукции) фирмы. Поэтому маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование.
В настоящее время разработка маркетинговой стратегии фирмы приобретает комплексный характер, охватывая все направления ее деятельности, и рассчитывается на долгосрочный период (10–20 лет). Следует также подчеркнуть, что разработка и принятие управленческих (оперативных и стратегических) решений происходит ныне в условиях крайней нестабильности и неопределенности развития рынка и маркетинговой среды. Кроме того, сегодня серьезным фактором, оказывающим трансформационное воздействие на потребительский рынок, становятся цифровые технологии. Как отмечает Е.А. Неретина в этой связи, «глобализация и вступление в шестой технологический уклад значительно изменяют место и роль маркетинга не только в бизнес-моделях развития организаций» [2, 3]. Поэтому понятно, что цель стратегии состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию достаточную рентабельность.
Интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни обусловливает теоретический и практический интерес к алгоритмизации планирования деятельности предприятия по различным направлениям. Приоритетное значение среди подобных алгоритмов планирования, несомненно, принадлежит разработке обоснованной деятельности по проведению маркетинговых исследований.