Хороший руководитель не только тот, кто владеет наукой управления, может приказывать, но и тот, кто может стать лидером, освоив науку общения. Для любой группы справедливо утверждение: лидер формирует свою команду, эффективность работы которой во многом зависит от его личностных качеств и черт характера. Особенности людей, стиль отношений, микроклимат, психологическая атмосфера в группе во многом определяются личностью руководителя (лидера) [1, 3, 4].
В медицинском учреждении хороший руководитель — это не только человек, который хорошо владеет наукой управления средним медицинским персоналом, может принимать качественные управленческие решения и четко доводить их до подчиненных, а это тот, кто способен стать настоящим лидером для своих подчиненных, в совершенствовании освоив науку общения [2, 5, 6, 7, 8].
Цель исследования состоит в определении системы социальных измерений лидерства, а также в изучении роли и значения лидерствa в процессе управления сестринским персонaлом.
Социологический (анкетирование), статистический (анализ и оценка).
На первом этапе исследования было изучено мнение сестринского персонала.
1. Исследование показало, что большая часть респондентов, в количестве 80 человек, считают, что их руководитель является лидером; остальные 20 человек либо затруднились ответить на этот вопрос, либо отказались на него отвечать.
2. Оценка выраженности черт лидера у главной медицинской сестры показала:
— 31 % респондентов отметили высокий уровень образования;
— 25 % респондентов отдали предпочтение таким качествам, как профессиональная компетентность (система специальных знаний и практических навыков);
— 19 % респондентов отметили контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
— 15 % респондентов отметили техническую, экономическую, правовую, информационную, психолого-педагогическую культуру;
— 10 % респондентов отметили инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем (рис. 1).