Распространение цифровых технологий (ЦТ) способствует качественным изменениям во всех сферах производства, в том числе и в сфере образования. Информационные потоки, генерируемые ЦТ, распространяются в обществе и тем самым образуют глобальное цифровое пространство. Цифровая трансформация образования является неотъемлемой частью этих процессов и сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны в эпоху цифровизации образования.
Проблема широкого применения интеллектуальных ЦТ в сфере образования вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные учёные: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [1].
Согласно ст. 69 Закона № 273-ФЗ п. 4 ч. 2, ст. 23, ч. 1, целью высшего образования является подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2, 3]. Такое образование можно получить в высшем учебном заведении.
Общепринятой точкой зрения является построение модели выпускника вуза той или иной специальности на основе модели специалиста: современной и прогнозируемой. Исследователи Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарева основными параметрами моделей считают [4]:
— требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;
— необходимые для этого знания и умения;
— специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности [4].
Выпускник вуза при окончании обучения должен владеть не только профессиональными компетенциями, которые определяют его как специалиста соответствующей квалификации, но и практическими навыками, необходимыми для решения современных производственных задач. К выпускникам технических вузов целесообразно выдвигать дополнительное требование: обладать опытом работы с соответствующими цифровыми устройствами, которые функционируют на базе современной интеллектуальной техники.