Трансформация современной экономической системы, начиная с ее основания — рыночного механизма и инструментов регулирования в условиях повсеместного внедрения и использования цифровых технологий, не могла существенно не затронуть рынок труда. Без всякого сомнения, эффективная деятельность современной организации невозможна без рационального и непрерывного планирования персонала. Особенно остро эта проблема выглядит в условиях цифровой экономики. Основной закон рынка труда определяет абсолютное соответствие параметров рабочей силы (ее компетенций — знаний, умений и навыков) имеющимся на рынке труда рабочим местам, а последние в условиях цифровой экономики трансформируются непрерывно.
Планирование персонала организации представляет конкретную совокупность последовательных действий, связанных с:
• согласованием интересов наемного (потенциального) работника и самой организации на рынке труда;
• решением конкретных задач, реализующих стратегию развития организации;
• поиском персонала;
• привлечением персонала на внутреннем рынке труда из числа имеющихся в наличии сотрудников;
• оценкой персонала;
• отбором персонала;
• обучением персонала;
• развитием системы продвижения персонала;
• совершенствованием форм и видов мотиваций и стимулирования персонала;
• определением рабочих мест и условий труда;
• формированием ясной и прозрачной политики заработной платы и социального пакета;
• контролем и регулированием внутренних экономических процессов и результатов.
Всякий раз такая разветвленная форма планирования персонала должна быть экономически обоснована и интегрирована в общий процесс кратко-, средне- и долгосрочного кадрового планирования. Ее задача — гарантировать потенциальным работникам рабочие места в необходимом количестве в соответствии с их квалификацией, способностями, склонностями и теми требованиями, которые будут предъявлены со стороны организации.
Стратегия развития организации и наличие ресурсов являются исходными параметрами будущей системы планирования персонала.