По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5

Роль культурных инициатив в профилактике молодежного экстремизма: образовательные практики

Осипова Нина Осиповна профессор кафедры культурологии, социологии и философии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», доктор филологических наук, профессор Россия, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Спасская, д. 55/76 E-mail: nina.osipova@list.ru
Алекберова Шалала Зафар студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Россия, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Спасская, д. 55/76 E-mail: nika9049@yandex.ru

В статье показано, что борьба с молодежным экстремизмом — это одна из главнейших задач, связанных с национальной безопасностью государства как в плане сохранения правопорядка, так и в плане воспитания подрастающих поколений в духе любви к Родине. Авторы рассматривают такие методы борьбы с молодежным экстремизмом, которые используются в России на сегодняшний день, как вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность, чему способствует воспитательная работа в высших и средних образовательных организациях, дискредитация движения в глазах общественности и сочувствующих ему элементов с помощью СМИ.

Литература:

1. Абидин Адель. History Wipes. — URL: https://ateneum.fi /nayttelyt/адель-абидинhistory-wipes/?lang=ru (дата обращения: 07.03.2018).

2. Мааджид Наваз. Глобальная культура для борьбы с экстремизмом. — URL: https://ru.tiny.ted.com/talks/maajid_nawaz_a_global_culture_to_fight_extremism (дата обращения: 27.05.2018).

3. Цветков Я. Атлас стереотипов и предрассудков. — М., 2013.

4. 15 лучших граффити Бэнкси. — URL: http://www.geo.ru/putesestvia/23141515-lucsih-graffi ti-benksi (дата обращения: 07.03.2018).

5. Adel Abidin Video Works. — URL: https://vimeo.com/channels/77504/8692322 (дата обращения: 07.03.2018).

6. Against Violent Extremism. — URL: http://www.againstviolentextremism.org/ (дата обращения: 27.05.2018).

7. Ai Weiwei refl ects journey of refugees with 14,000 lifejackets in Berlin // Global Citizen. — URL: https://www.globalcitizen.org/en/content/ai-weiwei-refl ects-journeyof-refugees-with-14000/ (дата обращения: 07.03.2018).

8. Art and media in the era of extremism. — URL: http://crowsneststpete. com/2017/09/29/art-and-media-in-the-era-of-extremism/ (дата обращения: 07.03.2018).

9. Art and activism collide at Iraqi artefact exhibition in Toronto. — URL: http://www.middleeasteye.net/news/art-and-activism-collide-iraqi-artefactexhibition-1186982388 (дата обращения: 07.03.2018).

10. Artist Photographs Diverse American ‘Neighbors’ Around The Country. — URL: https://www.huffi ngtonpost.com/entry/artist-photographs-diverse-americanneighbors-from-all-around-the-country_us_57978a6be4b0d3568f84940c (дата обращения: 12.05.2018).

11. Crash Course. — URL: https://www.youtube.com/user/crashcourse/featured (дата обращения: 27.05.2018).

12. Creativetime. — URL: http://creativetime.org (дата обращения: 07.03.2018).

13. Erin Marie Saltman. How young people join violent extremist groups — and how to stop them / TED talks. — URL: https://www.ted.com/talks/erin_marie_saltman_ how_young_people_join_violent_extremist_groups_and_how_to_stop_them (дата обращения: 10.12.2017).

14. Everyday Horrors. Art in the Age of Terror. — URL: https://www.nytimes. com/2017/10/25/arts/design/art-age-of-terror-imperial-war-museum.html (дата обращения: 07.03.2018).

15. Extreme Dialogue. — URL: http://extremedialogue.org/educational-resources/ (дата обращения: 10.12.2017).

16. Matryoshka Parade. — URL: http://alphadesigner.com/matryoshka-parade/ (дата обращения: 07.03.2018).

17. The concordiaproject. — URL: https://www.concordia.website/?PHPSESSID=65i goo9jef675r9fus7gbp67c2 (дата обращения: 07.03.2018).

18. Groundswell. — URL: https://www.groundswell.nyc (дата обращения: 07.03.2018).

19. Humanae. — URL: http://humanae.tumblr.com (дата обращения: 07.03.2018).

20. International Festival of Arts & Ideas. — URL: https://www.artidea.org (дата обращения: 12.06.2018).

21. Neighbors. — URL: http://www.bohyunyoon.com/project_link/neighbors.php (дата обращения: 07.03.2018).

22. Rise Up International. — URL: http://riseupinternational.com (дата обращения: 07.03.2018).

23. Terror, Muslims, and a culture of fear: challenging the media messages. — URL: http://theconversation.com/terror-muslims-and-a-culture-of-fear-challenging-themedia-messages-77170 (дата обращения: 07.03.2018).

24. The World In Faces. — URL: http://khimushin.com (дата обращения: 07.03.2018).

Современное состояние техники и технологий создает большие возможности для мгновенного распространения идей и учений, что значительно упрощает поиск единомышленников и способствует объединению людей в различных частях мира. Все чаще случается, что будущие друзья знакомятся в чате, где анонимность Всемирной сети парадоксально способствует формированию тесных эмоциональных связей между людьми, которые в реальном мире могли и не посмотреть в сторону друг друга.

Экстремисты с успехом используют социальные сети в целях распространения своих взглядов и привлечения «новых кадров» в организацию. Однако если раньше подобные группировки предпочитали скрывать личную (семейную) жизнь, то теперь члены экстремистских и террористических групп активно используют социальные сети в качестве средства коммуникации (в основном Twitter или Facebook) — делятся мнениями по поводу тех или иных политиков, выкладывают фотографии со свадеб и поздравляют друг друга с рождением детей. Именно в этот момент образ «бородатого (или в черной маске) террориста (джихадиста, моджахеда) с винтовкой», активно тиражируемый в СМИ, несколько искажается. Таким образом, перед зрителем оказываются две совершенно разные картины: СМИ рисуют безжалостного убийцу, а социальные сети — обычного человека.

Социальные сети помогли экстремистским и террористическим группам создать глобальную сеть последователей по всему миру, именно Сеть помогла подобным организациям преодолеть границы других государств, способствовав их объединению.

В июне 2016 года Э.М. Солтман выступила с презентацией на тему «Почему молодежь вступает в насильственные экстремистские группировки и как можно их остановить», где презентовала проект «Экстремальный диалог» [13]. Э.М. Солтман пытается найти новые способы установить контакт с молодежью, которая в силу своего возраста и отсутствия достаточного жизненного опыта становится главной аудиторией для привлечения в экстремистские организации. Автор предлагает выделять три направления работы с молодежью в зависимости от степени их участия в экстремистских группах.

Для Цитирования:
Осипова Нина Осиповна, Алекберова Шалала Зафар, Роль культурных инициатив в профилактике молодежного экстремизма: образовательные практики. Ученый совет. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: