По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль корпоративных коммуникаций в создании имиджа таможенных органов

Лисица Е. С. канд. полит. наук, главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью, Минераловодская таможня 357210, г. Минеральные Воды, ул. Советская, д. 150, E-mail: mw_pressa@mail.ru

В данной статье раскрывается сущность понятия корпоративных коммуникаций в создании и продвижении имиджа таможенных органов в современной России. Именно с таможни начинается формирование имиджа России как современного, открытого и конкурентоспособного государства. Для таможенных органов имидж имеет важное функциональное и статусное значение, так как является показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности и, по большому счету, проводимых государством преобразований, имидж таможни с неизбежностью влияет на имидж государственной власти и государства в целом. Кроме того, в российском обществе давно назрела необходимость существенной корректировки образа госструктур, так как сложившийся к настоящему времени имидж становится тормозом для развития этих органов власти. К негативным стереотипам восприятия российской таможни относится миф о чрезмерной коррумпированности системы, о неэффективности системы, о негативном влиянии таможни на образ российской экономики. На таможню, которая является исполнителем решений иных органов власти, накладывается бремя ответственности за несовершенство законодательства и противоречия, существующие между государственными ведомствами, что является дополнительной предпосылкой для наращивания негативного имиджа таможенной службы. Важным компонентом формирования имиджа таможенных органов является система внешних и внутренних корпоративных коммуникаций.

Литература:

1. Приказ ФТС России от 22.01.2007 № 73 «Об утверждении положения об Управлении по связям с общественностью».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_215315/.

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

4. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. — М.: Экмос, 2003. — 480 с.

5. Бердников И. П. PR-коммуникации. — М.: Дашков и К, 2012. — 207 с.

6. Блэк С. Паблик рилейшнз. — М.: Сирин, 2002. — 202 с.

7. Бородин Д. Феномен современной коммуникации. — М.: Вершина, 2002. — 176 с.

8. Варакута С. А. Связи с общественностью. — М.: Инфра-М, 2010. — 244 с.

9. Володина Л. PR. Современные технологии. — М.: Знание, 2008. — 264 с.

10. Гамидуллаев С. Н. Основы таможенного дела: учебное пособие / С. Н. Гамидуллаев, И. В. Чепко, А. В. Щербина. — Р-н/Д.: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2012. — 200 с.

11. Грохов В. М. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии / В. М. Грохов, Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 200 с.

12. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. — М.: Дашков и К, 2007. — 288 с.

13. Капитонов Э. А. Корпоративная культура и PR. — Р-н/Д.: ИКЦ МарТ, 2003. — 384 с.

14. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика. — М.: Юнити, 2008. — 454 с.

15. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. — М.: Академический Проект, 2009. — 511 с.

16. Огилви Д. Ломая стереотипы / Д. Огилви; Пер. с англ. Гостева А., Новикова Т. — М.: Эксмо, 2003. — 297 с.

17. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/.

18. Поцепцов Г. Г. Имиджелогия. — М.: Омега-Л, 2008. — 575 с.

19. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, 2006. — 656 с.

20. Теория управления: учебное пособие по специальности «государственное и муниципальное управление» / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. — Р-н/Д.: Феникс, 2010. — 478 с.

21. Титова С. В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. — СПб.: Питер, 2010. — 176 с.

22. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М.: Изд-во Дело АНХ, 2010. — 560 с.

23. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М.: Социальные отношения, 2005. — 248 с.

В работе органов государственной власти важную роль играет характер взаимоотношений представителей власти с обществом, в том числе с партнерами, гражданами. Если органы государственной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным или безрезультатным.

Одной из главных задач, стоящих перед специалистами по связям с общественностью государственных органов сегодня, является создание положительного представления о государственных органах и их лидерах. Именно имидж становится реальным средством воздействия на массовое сознание.

К настоящему времени в научной литературе насчитывается более пятидесяти вариантов определения понятия «имидж», но единой, удовлетворяющей всех исследователей дефиниции не существует. Прежде всего, здесь сказываются сложности перевода английского термина: «имидж» в буквальном переводе означает «образ», но имидж не тождественен образу в том понимании, какое сложилось в русском языке (образ как обобщающая характеристика личности, ее устойчивые индивидуальные качества, обусловленные историческим периодом, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д.).

В отечественной научной литературе наиболее популярно определение понятия «имидж», данное Г. Г. Поцепцовым — известным специалистом в области коммуникативных технологий, одним из первых имиджмейкеров на постсоветском пространстве: «имидж — это синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению» [18, 38].

Роль позитивного имиджа в достижении стратегических целей органами государственной власти и управления очевидна.

Сегодня на смену производственно ориентированным (характеризующимся весьма ограниченными информационными связями) и рыночно ориентированным (реализующим преимущественно маркетинговые коммуникации) стратегиям управления пришли клиентоориентированные стратегии (коммуникационные усилия которых направлены на создание определенных культур потребления) и персонально ориентированные стратегии, задающие новые параметры коммуникации. Трансляция «от государства к обществу» перестает быть доминирующим типом информации. Сведения об органе государственной власти становятся легкодоступными, увеличивается проницаемость традиционных информационных схем, само понятие аудиторий размывается [7, 98]. В связи с количественными изменениями преображаются и качественные потребности общества в содержании коммуникации. Эти изменения диктуют необходимость стратегических, системных подходов к организации коммуникации компании в целом, включающих взаимодействие не только с различными внешними аудиториями, но и с внутренними группами общественности. Сегодня в понятие корпоративных коммуникаций включается весь спектр информационных взаимодействий государственной структуры.

Для Цитирования:
Лисица Е. С., Роль корпоративных коммуникаций в создании имиджа таможенных органов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: