Нарушения познавательной деятельности признаны важнейшим проявлением шизофрении, давшим первоначальное название всему заболеванию — dementia praecox. В многочисленных описаниях психиатров отмечалось сугубое разнообразие расстройств мышления при шизофрении и неприменимость к ним общепринятых мерок слабоумия, как при органических поражениях мозга. В целом ряде исследований использованы также методы нейро- и патопсихологии [4].
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью раскрытия механизмов нарушений познавательной деятельности при шизофрении. Возможное ее решение требует изучения такого параметра индивидуальности, в котором изначально сопряжены ментальные и личностные особенности человека. Именно такими феноменами являются когнитивные стили (КС), интенсивно исследовавшиеся во всем мире начиная с 60–70-х гг. прошлого века. КС характеризуют индивидуальное своеобразие способов переработки информации, связанных с личностными особенностями человека. Они «глубоко внедрены в личностную сферу», сопряжены с личностными чертами и особенностями социального поведения. Когнитивные стили наряду с интеллектуальными и эпистемологическими в полной мере отражают всю суть познавательной деятельности индивидуума [1, 8].
Цель данной работы — анализ познавательной деятельности больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра посредством изучения у них когнитивного стиля конкретная/абстрактная концептуализация (КС К/А К).
Исследованы 116 больных Курской клинической психиатрической больницы имени Святого великомученика и целителя Пантелеймона. Все пациенты находились в стадии стационарной ремиссии, из них 73 — с диагнозом «F20.0 Параноидная шизофрения», 28 — с диагнозом «F21 Шизотипическое расстройство» и 15 пациентов с диагнозом «F25.0 Шизоаффективное расстройство». Возраст испытуемых — от 20 до 57 лет (средний возраст 38,5 лет).
Для исследования КС К/А К использовали Методику дискриминации свойств понятий (МДСП), разработанную сотрудниками кафедры психиатрии КГМУ [7]. Она основана на сравнении пар понятий (в 9-кратком варианте). К каждой паре приложен список из 27–30 различий и сходств — всего 517 свойств. Исследуемый получал инструкцию — отметить номера самых главных различий и сходств. В список включены как видо-родовые детализирующие, так и малозначимые (латентные) признаки. Определяли конечное число актуализированных испытуемым признаков. При этом важно, что МДСП не предполагает какого-то определенного решения, которое могло бы быть оценено по параметру «правильно — неправильно» или соотнесено с нормативами. В каждом решении проявляются индивидуальные способы деятельности испытуемого, которые в наибольшей мере соответствуют психологическим возможностям и привычным способам его адаптации к окружающему. Он мог выбирать любой способ выполнения задания. С учетом образовательного ценза исследованных им всем были доступны самые главные свойства относительно простых понятий, включенных в МДСП.