На современном этапе наблюдается рост проявления непсихотических форм психических расстройств, среди которых преобладают невротические нарушения [1, 5, 17]. Также отмечается тенденция к коморбидности депрессивных проявлений с другими группами расстройств, особенно непсихотического уровня, в частности тенденция к тревожности и депрессии [2, 3, 4, 8].
Нейрофизиологической базой невротических и аффективных расстройств является разбалансировка в вегетативной нервной системе. Знание этих данных необходимо для точечной психофармакотерапии и психотерапии. Клинико-психологические методики могут стать скринингом в плане определения соотношения между парасимпатической и симпатической иннервацией.
Невротические расстройства — это такие расстройства, которые характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами [6, 7, 9, 11]. Признаками невротического расстройства являются чрезмерная чувствительность, нервность, чувство тревоги, опасности, беспокойство, напряжение, ухудшение сна, раздражительность, ранимость, склонность живо реагировать на всевозможные неблагоприятные воздействия различными маловыраженными, быстро переходящими и вытекающим из психофизической конституции индивида, невротическими реакциями [5, 12, 14, 15]. Человек с невротическим расстройством, помимо своей «тонкокожести» к определенным раздражителям, нередко обнаруживает отдельные (смягченные, невыраженные, субклинические) невротические явления: склонность к печали, чуткий сон, неровный аппетит и т. д. Выделяют периодическое, приступообразное и непрерывное течение невротических и неврозоподобных расстройств [10, 13, 16].
Периодическое невротическое расстройство характеризуется возникновением невротического нарушения (невротическая реакция — относительно кратковременное аффективное переживание; в очень редких случаях невротическое состояние и практически никогда — невротическое формирование личности), после ликвидации которого в психике человека не остается никаких выраженных последствий: состояние возвращается примерно к тому, каким оно было до возникновения расстройства. Появление невротической реакции зависит от действия неблагоприятных ситуационных факторов [1, 3, 4, 7]. Например, у студентов порой возникают во время каждой сессии астенические, анксиозные и иногда истерические расстройства. Они появляются лишь в определенном промежутке времени (во время сессии, являющейся мощным психогенным фактором) и после окончания сессии прекращаются. Иногда эти расстройства обнаруживаются лишь перед экзаменом и после сдачи экзамена бесследно проходят. Периодическое течение невроза тоже может быть отнесено к невротической реакции, а иногда к невротическому состоянию. Главное здесь не периодичность течения, а отсутствие постприступных изменений личности, т. е. заметной повышенной невротической готовности [2, 13, 17].