По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.8:625.7/.8

Роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов дорожного строительства

Лян Тао Университет ИТМО, студент, 1‑й курс, Санкт-Петербург, ORCID: https://orcid.org/0009‑0009‑4332‑819X, E-mail: blueberryjam0819@gmail.com. Научный руководитель: Добренко Наталья Викторовна, канд. техн. наук, выпускник ITMO.FAMILY; делегат НЦКР; доцент (квалификационная категория «ординарный доцент») ФИКТ; документовед РИО; младший научный сотрудник НЦКР, ИТМО, E-mail: dobrenkonv@itmo.ru

Искусственный интеллект (ИИ) преобразует транспортную инженерию, повышая эффективность, безопасность и устойчивость. Он может снизить заторы, оптимизировать транспортные потоки, предотвратить аварии, тем самым повышая общую эффективность. Системы мониторинга трафика в реальном времени и прогнозного анализа способствуют эффективному управлению транспортом. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) с адаптивным управлением сигналами и коммуникацией между транспортными средствами могут повысить безопасность на дорогах. Автономные транспортные средства и продвинутые системы помощи водителю (ADAS) помогают предотвращать аварии. Однако остаются вызовы, связанные с конфиденциальностью данных, безопасностью и совместимостью инфраструктуры, которые требуют особого внимания и решения.

Литература:

1. Акимов А. Е. Большие данные, искусственный интеллект и облачные технологии: цифровизация железных дорог // Инновации и инвестиции. — 2023. — №3. — С. 150–153.

2. Купцов А.И., Романов С. Г. Интеллектуальные технологии управления транспортными системами // Известия высших учебных заведений. Транспорт. — 2020. — Т. 4 (50). — С. 11–18.

3. Иванов А. Д. Эффективность интеллектуальных систем в логистике и управлении // Логистика и управление цепями поставок. — 2023. — Т. 6 (2). — С. 34–42.

4. Беспилотный автомобиль Яндекс [Электронный ресурс]. URL: https://bespilot.com/ news/366‑yandex-bespilot (дата обращения: 22.07.2024).

5. Добровольский Е. А., Добровольская А. А. Принципиальные подходы к реализации подсистемы восприятия беспилотного автомобиля // Системный анализ и логистика. –2023. — №2 (36). — С. 98–104.

6. Дороги и транспорт в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. URL: https://glavportal.com/ materials/dorogi-i-transport-v-cifrovuyu-epohu/ (дата обращения: 22.07.2024).

7. Росинформстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/dtp (дата обращения: 17.07.2024).

8. Национальная архитектура интеллектуальных транспортных систем [Электронный ресурс]. URL: https://local.iteris.com/arc-it/ (дата обращения: 23.07.2024).

9. Технический комитет по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы» ТК 57 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tk57.ru/ (дата обращения: 22.07.2024).

С развитием современных информационно-электронных технологий искусственный интеллект (ИИ) постепенно внедряется во все сферы жизни. Современные городские дороги характеризуются увеличением транспортной нагрузки, усложнением дорожной ситуации и взаимодействием различных видов транспорта. ИИ стал изменяющим правила игры в области транспортной инженерии, его преимущества включают повышение эффективности, безопасности и устойчивости. Он открывает новую эпоху в транспорте, поэтому необходимо уделить особое внимание применению ИИ в транспортной инженерии.

(1) Снижение заторов и времени в пути. Заторы на дорогах — это давняя проблема во многих городах, приводящая к потере времени, увеличению расхода топлива и раздражению пассажиров. Искусственный интеллект (ИИ) играет ключевую роль в сокращении заторов и улучшении времени поездок через различные механизмы. Системы управления транспортом, основанные на ИИ, могут анализировать данные о дорожной ситуации в реальном времени из множества источников, включая датчики, камеры и GPS-устройства. Обрабатывая эти данные, алгоритмы ИИ могут выявлять узкие места и предсказывать проблемные участки на дорогах. Эта информация позволяет контролерам транспорта применять динамические стратегии управления, такие как корректировка времени светофоров в реальном времени или перепланировка маршрутов для автомобилей, что помогает уменьшить заторы и оптимизировать время в пути пассажиров [1]. Кроме того, навигационные приложения и платформы, управляемые ИИ, предоставляют водителям актуальные данные о дорожной ситуации и альтернативные маршруты, помогая им избегать заторов. Такие системы используют исторические данные о трафике, информацию о дорожном движении в реальном времени и алгоритмы машинного обучения для точного прогнозирования самого быстрого маршрута, что способствует сокращению времени в пути и расхода топлива.

(2) Улучшение управления транспортными потоками. Искусственный интеллект также способствует улучшению управления транспортными потоками, оптимизируя координацию светофоров, управление распределением полос движения и регулирование потоков на перекрестках. Традиционные системы светофорного регулирования обычно фиксированы и не могут адаптироваться к постоянно меняющимся транспортным моделям. Системы адаптивного управления светофорами на основе ИИ постоянно анализируют данные о дорожном движении и соответственно корректируют время светофорных фаз. Эти системы могут отдавать приоритет определенным маршрутам или направлениям в зависимости от потребностей движения, что уменьшает время ожидания и улучшает общий поток транспорта. Оптимизация светофорного регулирования в режиме реального времени также помогает свести к минимуму количество остановок и запусков, делая движение более плавным и снижая расход топлива [2]. Кроме того, системы управления на основе ИИ могут прогнозировать транспортные инциденты, такие как аварии или закрытие дорог, и перенаправлять потоки транспорта, чтобы минимизировать последствия. нию движением позволяет минимизировать влияние непредвиденных событий на общий транспортный поток.

Для Цитирования:
Лян Тао, Роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов дорожного строительства. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: