XXI век уже привычно называют веком информатизации. И если в его первом десятилетии это в основном связывалось с появлением новых видов электронных устройств и отдельных электронных сервисов, то во втором десятилетии мы наблюдаем становление электронной среды жизни общества, цифровой экономики, автоматизацию производства и управления, массовое общение в социальных сетях, возможно, формирование под влиянием информационных технологий новых черт психологии следующего поколения. Причем эти процессы набирают силу с каждым годом, и они не могут не отражаться на здравоохранении и медицинском образовании.
Существуют понятие «телемедицина», объединяющее дистанционные формы медицинской помощи, и определение «электронное здравоохранение» как термин для обозначения всех возможных направлений использования информационно-коммуникационных технологий в управлении, профессиональном образовании, науке, санэпиднадзоре, профилактике [1].
За последние два года российская нормативная база телемедицины пополнилась новыми документами — Федеральным законом от 29.07.2017 № 242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н, утвердившим порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, несколькими ГОСТами в области телемедицины.
Современный врач — это человек, погружённый в колоссальные информационные потоки, и его работа немыслима без использования компьютерной техники и получения профессиональных данных из Интернета, медицинских информационных систем, заполнения различных электронных документов, дистанционного обучения и общения с коллегами и пациентами. Безусловно, он должен приобрести необходимые для этого компетенции во время обучения в вузе. Информационно-коммуникационные технологии в медицинском образовании уникальны — они являются предметом, объектом и универсальным инструментом при формировании профессиональных компетенций современного врача.