По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций современного врача

Владимир Михайлович Леванов д. м. н., доцент, профессор кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, levanov51@mail.ru

Информационно-телекоммуникационные технологии одновременно являются предметом, объектом и универсальным инструментом при формировании профессиональных компетенций современного врача. С позиций федеральных образовательных стандартов проанализирована современная нормативная база телемедицины и дистанционного образования, элементы электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. Представлены основные положения и опыт проведения курса «Основы телемедицины» для студентов лечебного факультета.

Литература:

1. Владзимирский А. В. Телемедицина. — Донецк, 2011. — 437 с.

2. Формирование электронной информационно-образовательной среды непрерывного медицинского образования / Под общ. ред. проф. С. Н. Цыбусова. В. М. Леванов, И. А. Камаев, С. Н. Цыбусов, А. Ю. Никонов. — Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2016. — 310 с.

3. Салманов П. Л. Проект «Телемедицина» в рамках реализации инновационной образовательной программ ы университета / В сб. «Телемедицина в системе здравоохранения». — Н. Новгород, 2008. — С. 112–113.

4. Переведенцев О. В. Место телемедицины в клинической практике // Здравоохранение. — 2011. — № 9. — С. 52–57.

XXI век уже привычно называют веком информатизации. И если в его первом десятилетии это в основном связывалось с появлением новых видов электронных устройств и отдельных электронных сервисов, то во втором десятилетии мы наблюдаем становление электронной среды жизни общества, цифровой экономики, автоматизацию производства и управления, массовое общение в социальных сетях, возможно, формирование под влиянием информационных технологий новых черт психологии следующего поколения. Причем эти процессы набирают силу с каждым годом, и они не могут не отражаться на здравоохранении и медицинском образовании.

Существуют понятие «телемедицина», объединяющее дистанционные формы медицинской помощи, и определение «электронное здравоохранение» как термин для обозначения всех возможных направлений использования информационно-коммуникационных технологий в управлении, профессиональном образовании, науке, санэпиднадзоре, профилактике [1].

За последние два года российская нормативная база телемедицины пополнилась новыми документами — Федеральным законом от 29.07.2017 № 242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н, утвердившим порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, несколькими ГОСТами в области телемедицины.

Современный врач — это человек, погружённый в колоссальные информационные потоки, и его работа немыслима без использования компьютерной техники и получения профессиональных данных из Интернета, медицинских информационных систем, заполнения различных электронных документов, дистанционного обучения и общения с коллегами и пациентами. Безусловно, он должен приобрести необходимые для этого компетенции во время обучения в вузе. Информационно-коммуникационные технологии в медицинском образовании уникальны — они являются предметом, объектом и универсальным инструментом при формировании профессиональных компетенций современного врача.

Для Цитирования:
Владимир Михайлович Леванов, Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций современного врача. ГЛАВВРАЧ. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: