По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.1

Роль и значение земской статистики в управлении государством

Савчук Денис Олегович аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: denis.sawchuk7@yandex.ru
Проданова Наталья Алексеевна доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

В настоящей работе авторами рассматривается многоплановое значение земской статистики. Актуальность темы обусловлена сохранением в современном обществе идей, заложенных земствами. Принципы открытости, публичности, самостоятельности и ответственности во многом восходят к тем статистическим практикам, которые земство внедряло для описания реальности. Особую актуальность тема приобретает в контексте философских дискуссий о рациональности власти, роли научных данных в управленческих решениях и формировании гражданского общества. В процессе работы будет продемонстрировано, что земская статистика рассматривается не только как технический инструмент сбора и обработки фактов, но и как своеобразный способ философского осмысления действительности. Цель исследования — выявить роль и значение земской статистики в управлении государством, проанализировать, как эти статистические материалы были интегрированы в общественно-политический и философский контекст, а также показать их влияние на дальнейшее развитие научной мысли о государственном устройстве и местном самоуправлении.

Литература:

1. Земские учреждения в Российской империи: сборник исторических документов / Под ред. А.И. Дементьева. — М.: Наука, 2010.

2. Сборник статистических сведений по Владимирской губернии (1875–1885). — Владимир: Типография Губернского правления, 1886.

3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. — М.: Мысль, 1968.

4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М.: Высшая школа, 1983.

5. Корелин А.П. Земство и его роль в общественной жизни России конца XIX — начала XX в. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

6. Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России XIX — начала XX века. — М.: Госполитиздат, 1958.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. — М.: Мысль, 1987.

8. Шепелев Л.Е. Земская реформа 1864 года: предыстория, сущность, значение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

9. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX века). — СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.

10. Бовикен М.А. Земская печать: история и культура. — М.: Изд-во Московского университета, 2007.

11. Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого: Воспоминания. — М.: Политиздат, 1990.

12. Pipes R. Russia under the Old Regime. — New York: Penguin Books, 1997.

13. Lehmann J. Government and Society in Late Imperial Russia. — Oxford: Oxford University Press, 2012.

14. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. — М.: Современные проблемы, 1914.

15. Токарев А.А. Социальная инфраструктура земств и ее воздействие на крестьянские хозяйства. — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2005.

16. Мильков А.В. Земские собрания и их роль в политической жизни России. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2016.

17. Литвинов И.А. Аграрная политика земств и ее влияние на крестьянское хозяйство (1870–1900). — Саратов: Приволжское издательство, 1995.

18. Тертицкий И.С. Земство и центральная власть: конфликт интересов и пути взаимодействия. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.

19. Борисов В.В. Оппозиционные движения и проблема гласности в конце XIX века. — СПб.: Питер, 2002.

20. Фролов Д.К. Взаимоотношения земств и министерств: анализ законодательных инициатив (1880–1900). — М.: Юнити-Дана, 2018.

21. Ганелин Р.Ш. Либеральное земство и реформаторская политика (конец XIX — начало XX в.). — СПб.: Алетейя, 2000.

22. Ростовцев Е.А. Россия в эпоху Великих реформ: философия права и общественные институты. — М.: Российская академия наук, 2001.

23. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. — Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1987.

24. Зеньковский В.В. История русской философии. — Лондон: YMCA-Press, 1953.

25. Бердяев Н.А. Философия свободы. — М.: Мысль, 1989.

26. Мартынов А.Ю. Образование и наука в деятельности земств: социокультурный контекст. — М.: Прогресс-Традиция, 2015.

27. Florinsky M. Government, Industry and Society in Imperial Russia. — Princeton: Princeton University Press, 1957.

28. Blackwell R. Russian Municipal Reforms in an Age of Modernization (1880–1910). — Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

Земская статистика в России является важным феноменом, без которого сложно представить развитие государственного управления во второй половине XIX — начале XX века. Земство, возникшее в 1864 году в результате реформ Александра II, призвано было выполнять функции местного самоуправления, опираясь в своей деятельности на достоверные статистические сведения о населении, хозяйстве, здравоохранении и образовании [1]. В философском аспекте земскую статистику можно рассматривать как отражение общества, ориентированного на рационально устроенный порядок. Земство воплощало идеи просвещения и прогресса, делая акцент на систематическом изучении социально-экономической действительности для улучшения жизни людей. С одной стороны, исторический и культурный контекст эпохи мотивировал земских статистиков детально описывать состояние общин и региональных ресурсов, а с другой — государственная политика нуждалась в этих эмпирических данных, чтобы более рационально распределять ресурсы и формировать реформаторскую стратегию [2].

Земство — одна из наиболее значимых реформ эпохи Великих реформ 1860-х годов в России, которая предполагала создание выборных местных органов самоуправления, получивших широкие полномочия в сфере социальной поддержки населения, развития медицины, народного образования и местного хозяйства [3]. Земства зарождались на фоне неравномерного экономического развития разных регионов Российской империи, где сохранялись крепостнический уклад и серьезные социальные противоречия. Император Александр II, продолжая линию постепенной либерализации общества, инициировал ряд преобразований, в частности крестьянскую реформу 1861 года, которая, освободив миллионы крепостных, создала объективную потребность в создании новых институтов самоорганизации населения [4].

В условиях расширения прав крестьян и становления рыночных отношений требовался механизм, обеспечивающий управление на местах. Центральное правительство в Петербурге не могло достаточно оперативно реагировать на региональные нужды, да и отсутствие точных сведений о социально-экономической ситуации затрудняло принятие обоснованных решений. Таким образом, возникла необходимость предоставлять часть административных функций местным органам, а сами эти органы должны были руководствоваться достоверными статистическими данными. Земская статистика становилась ответом на вызовы времени, поскольку ее задача заключалась в сборе и обработке информации о состоянии хозяйств, размерах земельных наделов, уровне образования населения, санитарно-гигиенических условиях и других сферах [5].

Для Цитирования:
Савчук Денис Олегович, Проданова Наталья Алексеевна, Роль и значение земской статистики в управлении государством. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: