По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.132 08.00.05, 08.00.10

Роль и значение оценки коррупционных рисков в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов

Перов Виталий Иванович д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, iD 0000–0001–7297–8540, E-mail: Perov.VI@rea.ru
Хачатурян Михаил Владимирович канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, iD 0000–0001–9320–2901, E-mail: mkhachaturyan@gmail.com

Необходимость обсуждения вопроса об оценке рисков коррупции и конфликта интересов в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов России становится все более насущной и актуальной. Однако фактом является то, что ни в борьбе с коррупцией, ни в предупреждении коррупции не существует (и не может быть) единого подхода. С фактами коррупции и конфликта интересов довольно легко справиться, если они происходят только в одном конкретном учреждении, в то время как система в целом противодействует коррупции. При этом очевидно, что лишь отдельным странам мира удалось создать или развить такую среду, и даже эти страны не полностью свободны от коррупции (например, Гонконг, Сингапур), потому что склонность к коррупции в какой-то степени является частью человеческой природы. Задачей настоящей статьи является анализ роли и значения оценки коррупционных рисков в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и управления этими рисками.

Литература:

1. Brenner H., de Haan I. SAINT, Tool to Assess the Integrity of Public Sector Organisations, International Journal of Government and Auditing, April 2008, p. 16–21 (available on: http://www.into-saijournal.org/pdf/2008_staats_award_articles. pdf; the article is available also on http://www.intosaijournal.org/technicalarticles/technicala-pr2008b.html).

2. Кличева Е.В., Перов В.И. Роль органов внешнего муниципального контроля местного самоуправления в процессе внедрения и развития системы проектной деятельности в муниципальных образованиях / В сб.: Современные инновационные технологии в экономике, науке, образовании. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 482–487.

3. Mills May A. Causes of corruption in public sector institutions and its impact on development: turning what we know (article prepared in the scope of Expert Group Meeting on ‘Preventing Corruption in Public Administration: Citizen Engagement for Improved Transparency and Accountability’ United Nations, New York, 2012), available on: http:// un-pan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un-dpadm/unpan049589.pdf.

4. Перов В.И., Кличева Е.В. Приоритетные направления развития муниципальных контрольно-счетных органов на 2019 год / В сб.: Траектории развития. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 103–108.

5. Popa L.P. Prevention and the fight against corruption in Moldova (article prepared in the scope of 15th UNAFEI UNCAC Training Programme (2012), published in Participants’ papers, p. 137–145), available on http://www.unafei.or.jp/eng-lish/pdf/RS_No89/ No89_PA_Popa.pdf.

6. Campos E.J., Pradhan S. The Many Faces of Corruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level, The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, Washington 2007 (the book is available on http://elibrary.world-bank.org/doi/ book/10.1596/978-0-8213-6725-4).

7. Перов В.И., Кличева Е.В., Гольцова Л.И. Анализ практики муниципальных контрольно-счетных органов по возбуждению дел об административных правонарушениях / В сб.: Инновации: перспективы, проблемы, достижения. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 13–18.

8. Перов В.И., Кличева Е.В. Практика по контролю расходов бюджета муниципального образования на содержание и благоустройство дворовых территорий / В сб.: Экономически эффективные и экологически чистые инновационные технологии. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 51–58.

В современных условиях очевидно, что одним из важных рисков, которые необходимо учитывать в процессе деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, являются коррупционные риски. Реализация этих рисков, а также недостатки в системе выявления, анализа, оценки и управления ими являются как причиной, так и результатом эффективности расходования средств органами муниципального управления, а также выработки ими управленческих решений в социально-экономической сфере.

Логика экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, подтвердила правильность предположения авторов о том, что эффективные меры по управлению коррупционными рисками должны учитывать эти факторы. Для того чтобы антикоррупционные программы или модели работали, важно, чтобы они не только определяли тип коррупционных рисков, на которые они нацелены, но и устраняли лежащие в их основе специфические причины.

В отечественной и зарубежной управленческой науке коррупция рассматривается в первую очередь как проблема слабых мест в правовых и институциональных механизмах, но в современных условиях для обеспечения эффективности систем управления коррупционными рисками муниципальным контрольно-счетным органам необходимо разрабатывать стратегию, позволяющую оценить глубинные причины и социально-экономическую динамику, оказывающие влияние на их уровень [1; 2].

Основываясь на анализе отечественной и зарубежной управленческой литературы, авторы считают важным отметить, что универсальными этапами в процессе оценки коррупционных рисков являются:

1) анализ того, как коррупция, конфликт интересов и иные нарушения проявляются или могут проявляться в конкретном виде деятельности муниципальных органов;

2) выявление факторов, приводящих к возникновению коррупционных рисков;

3) оценка эффективности (или причин неэффективности) действующих законодательных, нормативных актов и механизмов контроля, направленных на снижение уровня коррупции или аналогичных правонарушений;

4) разработка адекватных мер и рекомендаций по управлению коррупционными рисками.

Для Цитирования:
Перов Виталий Иванович, Хачатурян Михаил Владимирович, Роль и значение оценки коррупционных рисков в деятельности муниципальных контрольно-счетных органов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: