В современных условиях очевидно, что одним из важных рисков, которые необходимо учитывать в процессе деятельности муниципальных контрольно-счетных органов, являются коррупционные риски. Реализация этих рисков, а также недостатки в системе выявления, анализа, оценки и управления ими являются как причиной, так и результатом эффективности расходования средств органами муниципального управления, а также выработки ими управленческих решений в социально-экономической сфере.
Логика экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, подтвердила правильность предположения авторов о том, что эффективные меры по управлению коррупционными рисками должны учитывать эти факторы. Для того чтобы антикоррупционные программы или модели работали, важно, чтобы они не только определяли тип коррупционных рисков, на которые они нацелены, но и устраняли лежащие в их основе специфические причины.
В отечественной и зарубежной управленческой науке коррупция рассматривается в первую очередь как проблема слабых мест в правовых и институциональных механизмах, но в современных условиях для обеспечения эффективности систем управления коррупционными рисками муниципальным контрольно-счетным органам необходимо разрабатывать стратегию, позволяющую оценить глубинные причины и социально-экономическую динамику, оказывающие влияние на их уровень [1; 2].
Основываясь на анализе отечественной и зарубежной управленческой литературы, авторы считают важным отметить, что универсальными этапами в процессе оценки коррупционных рисков являются:
1) анализ того, как коррупция, конфликт интересов и иные нарушения проявляются или могут проявляться в конкретном виде деятельности муниципальных органов;
2) выявление факторов, приводящих к возникновению коррупционных рисков;
3) оценка эффективности (или причин неэффективности) действующих законодательных, нормативных актов и механизмов контроля, направленных на снижение уровня коррупции или аналогичных правонарушений;
4) разработка адекватных мер и рекомендаций по управлению коррупционными рисками.