Введение
Одни эксперты считают, что долгосрочное планирование бессмысленно, потому что бизнес-среда меняется слишком быстро в современных условиях, другие придерживаются мнения, что компания не может существовать без стратегического планирования [1].
Из-за нестабильной ситуации на рынке у многих компаний есть только одна стратегия — выжить. Топ-менеджмент забывает о долгосрочной стратегии. Однако выживание «сегодня» не гарантирует стабильного положения компании на рынке в будущем. Поэтому компании нужна стратегия роста.
Стратегическое управление играет значительную роль в управлении организацией в целом. Именно стратегия, зачастую, является ключевым фактором успеха предприятия. Научно обоснованная стратегия предприятия позволит снизить неопределенность при принятии стратегических управленческих решений [2], реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. Существует много преимуществ стратегического управления: выявление приоритетов, изучение возможностей и т.д. Компании в рамках стратегического управления необходимо искать новые рынки и продукты, инвестиции для реализации инновационных проектов [3]. Но новые бизнес-направления возможны только, если компания занимается стратегическим планированием и управлением в кратко- и долгосрочном периодах, соответственно. Стратегическое управление позволяет фирмам объективно оценивать осуществляемую ими деятельность и проводить анализ затрат и выгод на предмет того, являются ли деятельность фирмы и ее результаты эффективными. Под последними подразумеваются не только финансовые выгоды, но и оценка, связанная с соответствием бизнеса своим целям и приоритетам, эффективным моделям стратегического управления [4].
Ключевым моментом здесь является то, что стратегическое управление позволяет фирме ориентироваться на свой рынок и потребителей, и гарантировать реализацию научно и практически обоснованным моделям стратегии и стратегического управления с учетом российских условий ведения бизнеса [5].
Все отмеченные преимущества стратегического управления можно разделить на две группы: финансовые и нефинансовые.
Было проведено много исследований, доказывающих, что фирмы, занимающиеся стратегическим управлением, являются более прибыльными и успешными, чем те, которые не имеют преимуществ стратегического планирования и управления. В частности, согласно Ассоциации менеджеров России и международной консалтинговой компании Ernst&Young опубликовали исследование, доказывающее важность стратегического управления.
Когда фирмы занимаются перспективным планированием и тщательной оценкой своих приоритетов, они имеют контроль над будущим, что необходимо в быстро меняющейся бизнес-среде XXI в. [6].
Однако стратегия в ее традиционном понимании уже не актуальна. Как и все понятия, стратегическое управление с течением времени претерпевает изменения, чтобы быть релевантным и актуальным в изменяющихся условиях среды. Чтобы развиваться, компании должны иметь гибкую стратегию, способную быстро реагировать и адаптироваться к изменениям экономической среды.
Успешные компании уже имеют опыт работы с подобными стратегиями, например, компания Google быстро обрабатывает релевантные данные, чтобы стать ближе, чем конкуренты, к пониманию того, как работает онлайн-реклама. Компания Toyota отреагировала на социальные изменения и сдвиги в предпочтении клиентов, представив гибридный автомобиль марки Prius. На современном этапе развития многие фирмы держат постоянный контакт с клиентом через Интернет, сервисы сопровождения и поддержки и другие ресурсы, чтобы непрерывно развивать и корректировать стратегические задачи.
Предсказать будущее точно, как правило, невозможно, но у компании должна быть стратегия, способная адаптироваться к быстро меняющемуся внешнему миру и экономической среде.
Ежегодно много предприятий терпят банкротство, и самой частой причиной этого является отсутствие стратегической направленности. Кроме того, высокоэффективные фирмы склонны принимать более обоснованные стратегические управленческие решения, поскольку они учитывают как кратко-, так и долгосрочные последствия, и, следовательно, соответствующим образом ориентируют и корректируют при необходимости свои стратегии [7]. Напротив, фирмы, не занимающиеся осмысленным стратегическим планированием, часто «увязают» во внутренних проблемах и ежедневных задачах, забывая о векторе развития бизнеса и более глобальных вопросах, что в долгосрочной перспективе и приводит к банкротству.
Фирмы, занимающиеся стратегическим управлением, также лучше осознают внешние угрозы, понимают сильные и слабые стороны конкурентов, возможность сотрудничества с конкурентами, например, в рамках технологических кластеров [8], и обеспечивают возможность повышения производительности труда сотрудников.
Ключевым аспектом стратегического управления является то, что благодаря стратегическому менеджменту повышается способность фирм решать проблемы и предотвращать их возникновение. Стратегическое управление имеет важное значение, поскольку помогает фирмам рационализировать изменения и актуализировать их, а также лучше информировать своих сотрудников о необходимости изменений. Поэтому они сталкиваются с меньшим сопротивлением изменениям и внедрению инноваций со стороны сотрудников и четкое понимание связи между эффективностью их деятельности и вознаграждением [9]. Наконец, стратегическое управление помогает навести порядок и дисциплину в деятельности фирмы как во внутренних процессах, так и во внешней деятельности [10, 11].
В последние годы практически все фирмы осознали важность стратегического управления. Однако ключевое различие между теми, кто добивается успеха, и теми, кто терпит неудачу, в способе, которым осуществляется стратегические планирование и управление.
Рекомендация
Конечно, есть еще фирмы, не занимающиеся стратегическим планированием или где плановики не получают поддержки от руководства. Эти фирмы должны осознать преимущества стратегического управления и обеспечить свою долгосрочную жизнеспособность и успех на рынке.
Вывод
Стратегия изменилась. В то время как «вечные» истины — о положении на рынке, масштабах и возможностях — сохраняются, в настоящее время необходим более динамичный и адаптивный подход. Лидеры должны быть готовы внести необходимые коррективы и бо́льшие изменения в свое стратегическое управление.