По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Роль и современные тенденции стратегического управления в менеджменте предприятий

Кондратьева В.И. магистрант факультета менеджмента, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

В статье обосновывается мысль, что на современном этапе экономического развития стратегическое планирование не потеряло свою актуальность и играет ведущую роль в эффективности деятельности предприятия. Стратегический менеджмент претерпевает изменения, адаптируясь к текущей ситуации, и появляются новые методы стратегического планирования. Понятная, хорошо аргументированная стратегия предприятия позволит не только избежать рисков, реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. Проанализированы основные особенности развития стратегического управления предприятием современности. Выводы: традиционное понимание стратегии теряет свою актуальность. На первый план выходят новые адаптивные стратегии.

Литература:

1. Филин С., Багинова О. Стратегическое планирование как инструмент управления и активизации роста государственных инвестиций в реальный сектор экономики // Инвестиции в России. — 2002. — № 10. — С. 34.

2. V. Velikorossov, S. Filin, A. Rechinskiy, L. Chernenkaya and A. Chernenkii Digital Economy as a Tool for Reducing of Uncertainty in Strategic Managerial Decisions // Eleventh International Scientific and Theoretical Conference «Communicative strategies of Information Society» (CSIS»19). Saint-Petersburg, Russia October 25-26th, 2019. Published by ACM. The Association for Computing Machinery 1601 Broadway, 10th Floor New York, New York 10019, USA, https://doi.org/10.1145/3373722.3373780, pp. 86–91.

3. Филин С.А., Чиликина Е.Б. Концепции инновационного стратегического управления инвестициями на диверсифицированном предприятии // Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — № 38 (203). — С. 22–37.

4. Великороссов В.В., Филин С.А., Копылова Н.А. Модели стратегического управления коммерческими организациями в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. — Т. 15. — № 11 (380). — С. 2001– 2014.

5. Великороссов В.В., Филин С.А., Копылова Н.А. Стратегическое управление коммерческой организацией в современной экономике и ее российская модель // В сборнике: Классический и стратегический менеджмент коммерческой деятельности в современных условиях. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономические инновации для цифровой экономики», посвященной 113‑летию образования РЭУ им. Г.В. Плеханова, 75‑летию факультета менеджмента. — М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. — С. 9–16.

6. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. — 192 с.

7. Филин С.А., Лабуза И.Д. К вопросу о роли интуиции как метода в менеджменте и принятии стратегических управленческих решений // Вестник академии. — 2018. — №1. — С. 64–74.

8. V.V. Velikorossov, Y.M. Bryukhanov, M.I. Maksimov, S.A. Filin, V.A. Kozlov, A.K. Khudaibergenov. Conceptual Model of Strategic Management of the Value of Technological Cluster // 2nd International Conference on Contemporary Education and Economic Development (CEED 2019), Beijing, China, from 2019‑10‑26 to 2019‑10‑27 Dr. Ali Turkyilmaz, Fatih University, Turkey (Eds.), Pub. Date: Nov 2019 DOI: 10.23977/ceed. 2019.021.

9. Филин С.А., Чжунбао Ван, Лабуза И.Д. Стратегии в менеджменте, используемые для выявления инноваций на основе слабых сигналов рынка и преодоления сопротивления их внедрению новшеств // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — Т. 3. — №6. — С. 63–71.

10. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. — М.: Инфра-М, 2019. — 276 с.

11. Антонов Г.Д., Тумин В.М., Иванова О.П. Стратегическое управление организацией. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 239 с.

Введение

Одни эксперты считают, что долгосрочное планирование бессмысленно, потому что бизнес-среда меняется слишком быстро в современных условиях, другие придерживаются мнения, что компания не может существовать без стратегического планирования [1].

Из-за нестабильной ситуации на рынке у многих компаний есть только одна стратегия — выжить. Топ-менеджмент забывает о долгосрочной стратегии. Однако выживание «сегодня» не гарантирует стабильного положения компании на рынке в будущем. Поэтому компании нужна стратегия роста.

Стратегическое управление играет значительную роль в управлении организацией в целом. Именно стратегия, зачастую, является ключевым фактором успеха предприятия. Научно обоснованная стратегия предприятия позволит снизить неопределенность при принятии стратегических управленческих решений [2], реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. Существует много преимуществ стратегического управления: выявление приоритетов, изучение возможностей и т.д. Компании в рамках стратегического управления необходимо искать новые рынки и продукты, инвестиции для реализации инновационных проектов [3]. Но новые бизнес-направления возможны только, если компания занимается стратегическим планированием и управлением в кратко- и долгосрочном периодах, соответственно. Стратегическое управление позволяет фирмам объективно оценивать осуществляемую ими деятельность и проводить анализ затрат и выгод на предмет того, являются ли деятельность фирмы и ее результаты эффективными. Под последними подразумеваются не только финансовые выгоды, но и оценка, связанная с соответствием бизнеса своим целям и приоритетам, эффективным моделям стратегического управления [4].

Ключевым моментом здесь является то, что стратегическое управление позволяет фирме ориентироваться на свой рынок и потребителей, и гарантировать реализацию научно и практически обоснованным моделям стратегии и стратегического управления с учетом российских условий ведения бизнеса [5].

Все отмеченные преимущества стратегического управления можно разделить на две группы: финансовые и нефинансовые.

Было проведено много исследований, доказывающих, что фирмы, занимающиеся стратегическим управлением, являются более прибыльными и успешными, чем те, которые не имеют преимуществ стратегического планирования и управления. В частности, согласно Ассоциации менеджеров России и международной консалтинговой компании Ernst&Young опубликовали исследование, доказывающее важность стратегического управления.

Когда фирмы занимаются перспективным планированием и тщательной оценкой своих приоритетов, они имеют контроль над будущим, что необходимо в быстро меняющейся бизнес-среде XXI в. [6].

Однако стратегия в ее традиционном понимании уже не актуальна. Как и все понятия, стратегическое управление с течением времени претерпевает изменения, чтобы быть релевантным и актуальным в изменяющихся условиях среды. Чтобы развиваться, компании должны иметь гибкую стратегию, способную быстро реагировать и адаптироваться к изменениям экономической среды.

Успешные компании уже имеют опыт работы с подобными стратегиями, например, компания Google быстро обрабатывает релевантные данные, чтобы стать ближе, чем конкуренты, к пониманию того, как работает онлайн-реклама. Компания Toyota отреагировала на социальные изменения и сдвиги в предпочтении клиентов, представив гибридный автомобиль марки Prius. На современном этапе развития многие фирмы держат постоянный контакт с клиентом через Интернет, сервисы сопровождения и поддержки и другие ресурсы, чтобы непрерывно развивать и корректировать стратегические задачи.

Предсказать будущее точно, как правило, невозможно, но у компании должна быть стратегия, способная адаптироваться к быстро меняющемуся внешнему миру и экономической среде.

Ежегодно много предприятий терпят банкротство, и самой частой причиной этого является отсутствие стратегической направленности. Кроме того, высокоэффективные фирмы склонны принимать более обоснованные стратегические управленческие решения, поскольку они учитывают как кратко-, так и долгосрочные последствия, и, следовательно, соответствующим образом ориентируют и корректируют при необходимости свои стратегии [7]. Напротив, фирмы, не занимающиеся осмысленным стратегическим планированием, часто «увязают» во внутренних проблемах и ежедневных задачах, забывая о векторе развития бизнеса и более глобальных вопросах, что в долгосрочной перспективе и приводит к банкротству.

Фирмы, занимающиеся стратегическим управлением, также лучше осознают внешние угрозы, понимают сильные и слабые стороны конкурентов, возможность сотрудничества с конкурентами, например, в рамках технологических кластеров [8], и обеспечивают возможность повышения производительности труда сотрудников.

Ключевым аспектом стратегического управления является то, что благодаря стратегическому менеджменту повышается способность фирм решать проблемы и предотвращать их возникновение. Стратегическое управление имеет важное значение, поскольку помогает фирмам рационализировать изменения и актуализировать их, а также лучше информировать своих сотрудников о необходимости изменений. Поэтому они сталкиваются с меньшим сопротивлением изменениям и внедрению инноваций со стороны сотрудников и четкое понимание связи между эффективностью их деятельности и вознаграждением [9]. Наконец, стратегическое управление помогает навести порядок и дисциплину в деятельности фирмы как во внутренних процессах, так и во внешней деятельности [10, 11].

В последние годы практически все фирмы осознали важность стратегического управления. Однако ключевое различие между теми, кто добивается успеха, и теми, кто терпит неудачу, в способе, которым осуществляется стратегические планирование и управление.

Рекомендация

Конечно, есть еще фирмы, не занимающиеся стратегическим планированием или где плановики не получают поддержки от руководства. Эти фирмы должны осознать преимущества стратегического управления и обеспечить свою долгосрочную жизнеспособность и успех на рынке.

Вывод

Стратегия изменилась. В то время как «вечные» истины — о положении на рынке, масштабах и возможностях — сохраняются, в настоящее время необходим более динамичный и адаптивный подход. Лидеры должны быть готовы внести необходимые коррективы и бо́льшие изменения в свое стратегическое управление.

Язык статьи:
Действия с выбранными: