Антропогенное воздействие на природную среду, выражающееся в преобразовании сложившихся естественных экосистем, трансформации средостабилизирующих территорий, загрязнении атмосферы, водных, почвенных ресурсов, привело к существенному ухудшению ее качества. В результате возникла ответная реакция окружающей среды, которая проявляется в виде аномальных климатических явлений, угроз здоровью населения, истощения минерально-сырьевых и биоресурсов, снижения почвенного и рекреационного потенциала. Эти факторы и ограничения ориентируют человечество в сторону нового эколого-экономического мышления, ухода от модели иррационального потребительского отношения к использованию природных ресурсов к модели устойчивого территориального развития.
В последние годы на уровне национальных правительств продолжаются дискуссии и согласования решений в области изменения климата, выработки подходов к развитию низкоуглеродной экономики. Так, например, в Российской Федерации определено ведомство, отвечающее за климатическую проблематику, — Минэкономразвития России, созданы экспертные советы при Президенте РФ, Министерстве экономического развития, Правительстве РФ, принят Федеральный закон № 296‑ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», принята «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» (далее Стратегия), запущен эксперимент по торговле углеродными единицами — квотами на выбросы парниковых газов на Сахалине, по всей стране начали создаваться карбоновые полигоны и т. д. То есть проблема начала решаться и довольно быстрыми темпами.
Необходимо отметить, что некоторые позиции получили согласование и в межгосударственном формате. В ходе прошедшей в ноябре 2022 г. в Шарм-эш-Шейхе 27‑й Конференции сторон Рамочной конвенции по изменению климата (СОР27) принята инициатива «Устойчивая городская среда для следующего поколения» (SURGe) [1]. Инициатива направлена на ускорение местных и городских действий по содействию многоуровневому управлению климатом и рациональное использование территорий с привлечением многих заинтересованных сторон на местном уровне.