По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля

Чупина Ж. С. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, e-mail: lemesheva.87@bk.ru
Шияпов Т. И. ассистент агроинженерного департамента АТИ, Российский университет дружбы народов, e-mail: Shiapov-ti@rudn.ru

Таможенный контроль, осуществляемый должностными лицами, является важнейшим и неотъемлемым методом экспортного контроля, который обеспечивает соблюдение разрешительного порядка перемещения контролируемых товаров и технологий через таможенную границу ЕАЭС. Важно отметить, что в условиях действующего национального законодательства экспортный контроль может эффективно осуществляться только при наличии жесткого взаимодействия разрешительного порядка в отношении контролируемых товаров, технологий и их таможенного контроля. Именно таможенные органы предоставляют возможность перемещения через границу правильно документально оформленных разрешенных товаров. Таможенные органы постоянно собирают, обрабатывают и анализируют соответствующую информацию с целью дальнейшего улучшения своей работы.

Литература:

1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».

2. Указ Президента РФ от 14.02.1996 № 202 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» // СПС «Консультант Плюс».

3. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» // СПС «Консультант Плюс».

4. Мозжегорова, О. А. Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами и таможенный контроль за их соблюдением: учебное. — М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. — 61 с.

1. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated July 16, 2012 No. 54 (as amended on February 21, 2020) "On Approval of the Unified Commodity Nomenclature for Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union and the Unified Customs Tariff of the Eurasian Economic Union". ATP "Consultant Plus".

2. Decree of the President of the Russian Federation of February 14, 1996 No. 202 (as amended on November 14, 2017) "On Approval of the List of Nuclear Materials, Equipment, Special Non-Nuclear Materials and Related Technologies Subject to Export Control". SPS Consultant Plus.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 08.08.2001 No. 1005 (as amended on 12.26.2016) "On approval of the List of equipment, materials and technologies that can be used in the creation of missile weapons and for which export control is established". ATP "Consultant Plus".

4. Mozzhegorova, O. A. Measures of non-tariff regulation of foreign trade in goods and customs control over their observance: educational. M.: RIO of the Russian Customs Academy, 2017. 61 p.

На территории России органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области экспортного контроля, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Касаемо таможенных органов, следует сказать, что основной их задачей в системе экспортного контроля Российской Федерации является соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, включенных в контрольные списки [4].

В целях повышения эффективности таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых и вывозимых с территории Российской Федерации, однозначной идентификации и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС [1] уполномоченные должностные лица, которые вправе осуществлять экспортный контроль, должны понимать, что:

1. «Для товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС указаны в разделах 1–4 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, описание, приводимое под номером 1 в графе 31 ДТ «Грузовые места и описание товаров», должен в обязательном порядке содержаться регистрационный номер по КАС».

2. Для товаров, коды и наименования которых совпадают с кодами и наименованиями, указанными в списках контролируемых товаров, описание, приводимое под номером 1 в графе 31 ДТ, должны содержаться сведения о характеристиках и области применения, указанных в соответствующей позиции списка:

• «ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;

• «оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;

• «оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

Для Цитирования:
Чупина Ж. С., Шияпов Т. И., Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: