В любом виде жизнедеятельности, и в первую очередь в производственной деятельности, можно обнаружить примечательное явление: на практике в большинстве случаев стараются решать задачи с помощью логических способов мышления, как бы «не замечая» наличие интуитивных случаев.
Этому явлению есть множество объяснений:
• сравнительно небольшой срок изучения и применения эвристических методов (эврология Энгельмейера, других исследователей);
• изучение эвристических методов по‑настоящему еще не вышло за рамки философии, математики и других фундаментальных наук, далеких пока от производственной практики;
• в некоторых странах эвристические методы по идеологическим причинам не укладывались в материалистическое направление развития науки и техники.
Такое положение дел напрямую отразилось на методе проектирования изделий, производства, технологии. В подавляющем большинстве рекомендаций для выбора проектных методов присутствуют те, которые относятся к логическим (метод проб и ошибок, метод «мозгового штурма» и др.). Парадоксально, но подобные методы связывают с решением новых задач, хотя логические методы принятия решений по определению основаны на «повторении пройденного». Несмотря на парадоксальность такого подхода к проектированию, изобретательству, методы, основанные на интуитивном мышлении, успешно пробивают путь в решении многих задач, и в первую очередь в производственной деятельности.
Главным образом это касается индустриально развитых (и развивающихся) стран, таких как Швейцария, Германия, США, Китай и др. К сожалению, Россия не входит пока в число этих стран, и практические результаты изобретательства в промышленности это подтверждают.
Если учесть, что научно-методические разработки в области поддержки технического творчества остаются на низком уровне, то следует признать, что так называемое инновационное развитие внутри страны теряет суверенитет, подпадая под зависимость от «чужих» изобретений. Чтобы избежать потери такой независимости, необходимо предпринять меры по развитию творческого потенциала, который полноценно может развиваться только в рамках интуитивного мышления.