Качество жизни является сложной социально-экономической категорией. Проблема определения и измерения качества жизни, по мнению Л. Фиглина, сводится «к определению и измерению одновременно качества жизни социума в терминах «индивидуалистических» и качества жизни субъекта в терминах социума»1 [1].
В первых публикациях качество жизни рассматривалось лишь в социальном ракурсе, включающем степень удовлетворенности профессиональной деятельностью, бытовыми условиями, проведением досуга, уровнем удовлетворения потребностей и т. д. В контексте социологической науки параметр «качество жизни» может быть соотнесен с образом, стилем и уровнем жизни [2].
Н. А. Горелов [3] рассматривает качество жизни как интегрированное понятие, включающее «множество разнородных и часто не поддающихся количественной оценке факторов», в том числе показатели уровня жизни. Таким образом, «качество жизни населения представляет собой основной интегральный показатель социально- экономического развития, включающий… субъективные представления людей о том, хорошо ли они живут».
Т. М. Рогачева [4] под качеством жизни предлагает понимать определенное сочетание экономических, социальных и других условий жизнедеятельности человека, оказывающих существенное воздействие на социальное самочувствие субъектов.
Качество жизни, по определению академика РАН А. В. Решетникова [5], — «базовая категория в анализе основных социальных явлений и процессов», субъективное и многомерное понятие, включающее физические и профессиональные функции, психологическое состояние, социальное взаимодействие и соматический статус. Исследование качества жизни позволяет получить представление о реальной социальной ситуации, определяет потенциальные возможности развития социальных субъектов, оценить социальное самочувствие различных групп и страт.
Изучение качества жизни является общепризнанным, высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки социального функционирования социальных групп населения [6, 7]. Для измерения качества жизни в последнее время все чаще используются социологические методы, которые являются практически единственным источником субъективных показателей.