По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Роль фасилитатора в образовательном процессе

О.А. Иванова старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

Актуальность исследования обусловлена тем, что задача любой фасилитации состоит в том, чтобы мягко направить участников к предполагаемой цели. В статье рассматривается роль фасилитации в процессе обучения, цель которого — сопроводить участников на пути к образовательным целям. Определяются основные задачи фасилитатора в обучении, который помогает сориентироваться в направлении, запланировать и совершать шаги для получения максимально эффективного образовательного опыта, улучшает взаимодействие в учебной группе и обеспечивает уважительное и равнозначное отношение к мнению каждого.

Литература:

1. Адонина Л.В., Кузёма Т.Б., Вишнякова А.В., Тяллева И.А. Возможности фасилитации при групповой работе // Гуманитарно-педагогическое образование. 2020. Т. 6. № 2.

2. Вахнина В.В., Титков А.П. Психологические особенности применения технологии фасилитации // Академическая мысль. 2020. № 1 (10).

3. Титков А.П. Технология фасилитации в стратегическом управлении организацией // Актуальные исследования. 2020. № 9–2 (12).

4. Ширинкина Е.В. Идентификация и оценка факторов среды формирования человеческого капитала // Современная научная мысль. 2016. № 6.

5. Ширинкина Е.В. Искусственная интеллектуализация в управлении процессом обучения работников предприятий // Научные исследования и разработки. Экономика. 2019. Т. 7. № 6.

6. Ширинкина Е.В. Оценка уровня человеческого потенциала в управлении развитием персонала // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 2.

7. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. 2019. № 4 (113).

8. Ширинкина Е.В. Трансформация форм обучения в цифровой экономике // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 4.

9. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. 2019. № 4.

10. Coursera. Google IT Support Professional Certifi cate, 2018. [Электронный ресурс] https://www.coursera.org/specializations/google-it-support.

11. Shirinkina E.V., Romansky R. Assessment of the synergetic effi ciency of industrial companies reengineering processes // Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1679 (3), 032014.

Задача любой фасилитации состоит в том, чтобы мягко направить участников к предполагаемой цели; суть фасилитации в процессе обучения — сопроводить участников на пути к образовательным целям [1, 5, 11].

Фасилитатор в обучении помогает сориентироваться в направлении, запланировать и совершать шаги для получения максимально эффективного образовательного опыта, улучшает взаимодействие в учебной группе и обеспечивает уважительное и равнозначное отношение к мнению каждого [2, 3, 6].

В процессе обучения фасилитатор может играть несколько разных ролей и комбинировать их в зависимости от задачи. Наиболее распространенными ролями фасилитатора являются следующие [3, 7, 8]:

1. Лидер группы. В этом сценарии фасилитатор формирует сплоченную группу, следит за вовлеченностью и равноправностью участников, выполнением правил взаимодействия, способствует принятию решений и разрешению проблем, дает обратную связь.

2. Управляющий повесткой и темой. В этом сценарии фасилитатор следит за тем, чтобы в обозначенный срок обеспечить достижение результатов без потери качества — гарантирует соблюдение тайминга, освещение всех поставленных вопросов, стимулирует обсуждения и курирует их.

3. Положительная ролевая модель. Этот сценарий предполагает, что фасилитатор демонстрирует профессиональное поведение и стиль общения, конструктивно разрешает конфликты и учитывает мнение всех участников обучения.

4. Содержательный эксперт. В этой роли фасилитатор высказывает свое мнение или видение темы, увеличивая доверие к своей персоне в группе.

5. Консультант. В этой роли фасилитатор подводит участников к прикладным аспектам полученных знаний и умений, предлагает им самим понять, какие задачи они могут решить с использованием нового материала.

В книге Facilitation Basics («Основы фасилитации», 2015) Дональд МакКейн предложил небольшой чек-лист, который позволяет оценить навыки фасилитатора во всем многообразии его ролей [2, 11]. Этот список контрольных характеристик можно применять и для самооценки, и в качестве отправного пункта для проверки профессионального соответствия фасилитатора.

Для Цитирования:
О.А. Иванова, Роль фасилитатора в образовательном процессе. Юрист ВУЗа. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: