Задача любой фасилитации состоит в том, чтобы мягко направить участников к предполагаемой цели; суть фасилитации в процессе обучения — сопроводить участников на пути к образовательным целям [1, 5, 11].
Фасилитатор в обучении помогает сориентироваться в направлении, запланировать и совершать шаги для получения максимально эффективного образовательного опыта, улучшает взаимодействие в учебной группе и обеспечивает уважительное и равнозначное отношение к мнению каждого [2, 3, 6].
В процессе обучения фасилитатор может играть несколько разных ролей и комбинировать их в зависимости от задачи. Наиболее распространенными ролями фасилитатора являются следующие [3, 7, 8]:
1. Лидер группы. В этом сценарии фасилитатор формирует сплоченную группу, следит за вовлеченностью и равноправностью участников, выполнением правил взаимодействия, способствует принятию решений и разрешению проблем, дает обратную связь.
2. Управляющий повесткой и темой. В этом сценарии фасилитатор следит за тем, чтобы в обозначенный срок обеспечить достижение результатов без потери качества — гарантирует соблюдение тайминга, освещение всех поставленных вопросов, стимулирует обсуждения и курирует их.
3. Положительная ролевая модель. Этот сценарий предполагает, что фасилитатор демонстрирует профессиональное поведение и стиль общения, конструктивно разрешает конфликты и учитывает мнение всех участников обучения.
4. Содержательный эксперт. В этой роли фасилитатор высказывает свое мнение или видение темы, увеличивая доверие к своей персоне в группе.
5. Консультант. В этой роли фасилитатор подводит участников к прикладным аспектам полученных знаний и умений, предлагает им самим понять, какие задачи они могут решить с использованием нового материала.
В книге Facilitation Basics («Основы фасилитации», 2015) Дональд МакКейн предложил небольшой чек-лист, который позволяет оценить навыки фасилитатора во всем многообразии его ролей [2, 11]. Этот список контрольных характеристик можно применять и для самооценки, и в качестве отправного пункта для проверки профессионального соответствия фасилитатора.