По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Роль Европейского союза в урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Кривцов Александр Сергеевич аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, 355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Рогожникова, д. 15, кв. 288, тел.: 8-918-760-37-56, Е-mail: krivcov93@gmail.com

В статье изучается процесс влияния Европейского союза на армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, который длится уже более 27 лет, а процесс его справедливого разрешения не продвинулся вперед, поскольку находится в зоне геополитического интереса ведущих акторов европейской безопасности. Отмечается дистанцированность ЕС от нагорно-карабахского конфликта, стремление Евросоюза уравнять в правах агрессора и его жертву. Автор убежден, что из всех международных структур, участвующих в обеспечении европейской безопасности, именно Евросоюз без последствий для усиления международной напряженности может создать условия для мирного урегулирования карабахского конфликта.

Литература:

1. Кавказский Узел: «Кобиа: ЕС начинает реализацию поддержки «углубленной демократии» в странах Европейской политики соседства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. kavkaz-uzel.eu/articles/186147/ (дата обращения: 27.10.2018).

2. Eurostat-Tables, Graphs and Maps Interface — TGM — table. Eurostat. Europa portal [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plu gin=1&init=1&pcode=tec00001&language=en (дата обращения: 27.10.2018).

3. Rieff D. Without Rules or Pity // Foreign Affairs 1997; 76 (2).

4. Cornell S. E. The Nagorno-Karabakh Conflict // Department of East European Studies, Uppsala University 1999; Report: 46.

5. Cornell S. E. The international politics of the Armenian-Azerbaijani conflict: The original «frozen conflict» and European security. — N. Y.: Palgrave Macmillan US, 2017. — 224 p.

6. Carnegie Europe: Remaking the Nagorno-Karabakh Peace Process [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://carnegieeurope.eu/2010/08/01/remaking-nagorno-karabakh-peace-processpub-41367 (дата обращения: 27.10.2018).

7. О Beachаin D. The Role of the EU and the OSCE in Promoting Security and Cooperation in the South Caucasus and Moldova // NATO Science for Peace and Security Series, E: Human and Societal Dynamics (Security and Cross-Border Cooperation in the EU, the Black Sea Region and Southern Caucasus), 2013; 107: 42–57.

8. Abbasov S., Bekaryan K., Huseynov T., Sarkisian M., Shirinov M., Zolyan M. Karabakh 2014: Six analys, ts on the future of the Nagorny Karabakh peace process. — United Kingdom: Conciliation Resources, 2009.

9. Nagorno-Karabakh’s Gathering War Clouds // International Crisis Group Europe Report. — Brussels, 2017. — N 244 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.crisisgroup.org/europecentral-asia/caucasus/nagorno-karabakh-azerbaijan/244-nagorno-karabakhs-gathering-war-clouds (дата обращения: 29.10.2018).

10. Eyubov E. Azerbaijan — EU: partnership in progress // Azerbaijan in the World, ADA biweekly newsletter 2009; 2 (13): 20.

11. Barroso J. M. Plenary session of the European Parliament. — Strasbourg, 2012. — 12 September [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release (дата обращения: 29.10.2018)

Как политический блок из 28 государств, состоящий из 500 млн граждан и имеющий ВВП 12 трлн евро, Европейский союз (ЕС) является глобальным игроком и, следовательно, заинтересован в устойчивой обстановке и безопасности за пределами своих границ [2]. После расширения Союза в 2007 г. и вхождения в его состав Румынии и Болгарии происходит повышенное осознание угроз, связанных с продолжающейся нестабильностью на Южном Кавказе.

Европейский союз подразумевался как экономический и политический блок и тем не менее на международном уровне проводит и поддерживает мирные переговоры во всем мире, чтобы упростить принятие решений в конфликтных ситуациях.

Нагорно-карабахская война это этническое и территориальное противостояние, которое произошло в конце 1980-х — мае 1994 г. в анклаве Нагорного Карабаха на юго-западе Азербайджана, между большинством этнических армян Нагорного Карабаха, поддержанным Республикой Армения, и Азербайджанской Республикой. Азербайджан попытался обуздать сепаратистское движение в Нагорном Карабахе, и так Армения и Азербайджан как бывшие советские республики вовлекли себя в затяжную необъявленную войну на горных вершинах Карабаха. Парламент анклава проголосовал за объединение с Арменией, и был проведен референдум, бойкотированный азербайджанским населением Нагорного Карабаха, в соответствии с которым большинство избирателей проголосовали за независимость.

Конфликт с относительно мирного требования объединиться с Арменией в 1988 г. после распада Советского Союза постепенно перерос во всё более жестокую конфронтацию между армянами и азербайджанцами, что привело к этнической чистке обеих сторон [3].

По военному масштабу карабахскую войну превзошел лишь чеченский конфликт, но, как отметил шведский ученый Сванте Корнелл, «из всех кавказских конфликтов карабахский конфликт имеет наибольшее стратегическое и общерегиональное значение. Этот конфликт — единственный на территории бывшего Советского Союза, в который непосредственно вовлечены два независимых государства. Более того, в конце 1990-х гг Карабахский конфликт способствовал формированию на Кавказе и вокруг него противостоящих друг другу группировок государств» [4].

Для Цитирования:
Кривцов Александр Сергеевич, Роль Европейского союза в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: