В постперестроечной России основным документом, определяющим цели, национальные интересы, основные направления развития страны, стала Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24). Она утратила силу в связи с Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 о принятии Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сегодня основным документом в сфере безопасности является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [1].
Что общего во всех этих документах? Их объединяет обращение к сфере культуры. Однако в каждом из них роль культуры последовательно увеличивается. Если в Концепции 1997 года культурная, то есть ценностно-идеологическая, составляющая учитывалась в малой степени, то Стратегия 2009 года принималась в других геополитических обстоятельствах. Необходимость принятия новой Стратегии безопасности была обусловлена изменением процессов международного взаимодействия в ситуации появления новых вызовов и угроз, укрепления новых центров экономического роста и политического влияния и, как следствие, формирования качественно новой геополитической ситуации. Ее основное содержание было связано с построением глобальной системы, ориентированной по преимуществу на Организацию Североатлантического договора, особенно в Евро-Атлантическом регионе.
Но уже в 2002 году, когда администрация Дж. Буша представила новую стратегию безопасности, определяющую малую эффективность доктрины сдерживания и устрашения, и был закреплен термин однополярного мира, а США наделили себя правом изменять политические режимы в любой стране, стало очевидно, что экономическая конкуренция сопровождается конкуренцией ценностей и моделей развития. Именно поэтому культура стала рассматриваться наряду с укреплением обороноспособности, суверенитета, территориальной целостности, повышением конкурентоспособности национальной экономики в качестве одного из национальных интересов на долгосрочную перспективу.