По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.22

Роль добровольного медицинского страхования в системе стационарной и неотложной помощи в странах с переходной экономикой

Peter Gaal профессор политики здравоохранения, Университет Semmelweis, Будапешт, Венгрия
Sarah Thomson ведущий аналитик в области политики финансирования здравоохранения офиса ВОЗ по укреплению систем здравоохранения, Европейское региональное бюро ВОЗ, Барселона, Испания
С. В. Шишкин д-р экон. наук, профессор, Государственный университет — Высшая школа экономики, Москва, Российская Федерация Email: shishkin@hsi.ru

В этой статья проводится анализ влияния различных форм ДМС в странах с переходной экономикой как в здравоохранении в целом, так и в области скорой и неотложной помощи. Она акцентирует внимание на рынках ДМС, начиная с описания ряда аспектов ДМС в регионе: роль, которую оно играет для системы здравоохранения, финансируемой государством, влияние на расходы на здравоохранение, касающиеся функций системы финансирования отрасли, также подробно рассматривается несколько случаев в регионе, в котором ДМС было частью успешных реформ финансирования здравоохранения. В заключительных разделах определяются факторы, которые препятствуют или способствуют развитию и расширению ДМС.

Литература:

1. Бесстремьянная Г., Шишкин С. Доступность медицинской помощи. В книге Овчарова Л. Ред., Доходы и социальное обеспечение: неравенство, уязвимость, бедность. — М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2005. — С. 141–167.

2. Чернец В., Чирикова А., Шишкин С. Неформальные платежи за медицинскую помощь: тенденции институциональных изменений. В кн. Под ред Шишкина С. Российская система здравоохранения: мотивация врачей и доверие населения. — М.: Независимый институт социальной политики, 2008. — С. 229–284.

3. Albreht T. (2006). Risk-equalizing schemes: the next chapter. Gutersloh, Health Policy Monitor. — Url: http://www.healthpolicymonitor.org, accessed 16 March 2009.

4. Albreht T. et al. (2002). Health care systems in transition: Slovenia. Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems.

5. Allin S., Davaki K., Mossialos E. (2006). Payingfor ‘free’ health care: the conundrum of informal payments in post-communist Europe. Global corruption report 2006. Berlin, Transparency International.

6. Balabanova D., McKee M. (2002). Understanding informal payments for health care: the example of Bulgaria. Health Policy, 62:243–273.

7. Barr N. (2004). The economics of the welfare state, 2nd edition. Oxford, Oxford University Press.

8. Cashin C. et al. (2009). Georgia private insurance-based health fi nancing reform: 3 policy briefs. CoReform Project. Tbilisi, Abt Associates.

9. Cerniauskas G., Murauskiene L., Tragakes E. (2000). Health care systems in transition: Lithuania. Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems.

10. Cheasty A. (1996). The revenue decline in the countries of the former Soviet Union. Finance and Development, June:32–35.

11. Colombo F., Tapay N. (2003). The Slovak health insurance system and the potential role for private health insurance: policy challenges. Paris, Organisation for Economic Cooperation and Development.

12. Cotman P. (2005). Slovenia: risk equalisation scheme in the complementary health insurance. Aim Flash Extra, 3:7.

13. Davis C. (2001). Reforms and performance of the medical systems in the transition states of the former Soviet Union and eastern Europe. International Social Security Review, 54(2-3):7–56.

14. Dixon A. (2002). Are medical savings accounts a viable option for funding health care? Croatian Medical Journal, 43(4): 408–416.

15. Dixon A., Langenbrunner J., Mossialos E. (2004). Facing the challenges of health care fi nancing. In: Figueras J. et al., eds. Health systems in transition: learningfrom experience. Copenhagen, WHO Regional Offi ce for Europe:51–83.

16. Dlouhy M. (2009). Private health insurance in the Czech Republic: a study for the European Commission. London, LSE Health.

17. Ekman B. (2004). Community-based health insurance in low-income countries: a systematic review of the evidence. Health Policy and Planning, 19(5):249–270.

18. Ensor T. (2004). Informal payments for health care in transition economies. Social Science and Medicine, 58(2):237–246.

19. Ensor T., Duran-Moreno A. (2002). Corruption as a challenge to eff ective regulation in the health sector. In: Saltman R, Busse R, Mossialos E, eds.Regulating entrepreneurial behaviour in European health care systems. Buckingham, Open University Press:106–124.

20. Fajth G. (1999). Social security in a rapidly changing environment: the case of the post-communist transformation. Social Policy and Administration, 33(4):416–436.

21. Ferge Z. (1997). The changed welfare paradigm: the individualization of the social.

22. Social Policy and Administration, 31(1):20–44.

23. Foubister T., Thomson S., Mossialos E. (2004). Health care fi nancing in ten central and eastern European countries. Copenhagen, WHO Regional Offi ce for Europe.

24. Foubister T. et al. (2006). Private medical insurance in the United Kingdom. Copen-hagen, WHO Regional Offi ce for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies.

25. Gaal P., Riesberg A. (2004). Health care systems in transition: Hungary. Copenhagen, WHO Regional Offi ce for Europe on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies.

26. Gamkrelidze A. et al. (2002). Health care systems in transition: Georgia. Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems.

27. Gotsadze G. (2008). Health care fi nancing reforms in Georgia.Presentation to GTZ, Frankfurt, 28 October 2008.

28. Gottret P., Schieber G. (2006). Health fi nancing revisited. Washington, DC, World Bank.

29. Hakobyan T. et al. (2006). Armenia: health system review. Health Systems in Transi-tion, 8(6):1-180.

30. Hanvoravongchai P (2002). Medical savings accounts: lessons learned from inter-national experience. EIP/HFS/PHF Discussion Paper No. 52. Geneva, World Health Organization.

31. Holley J., Akhundov O., Nolte E. (2004).Health care systems in transition: Azerbaijan. Copenhagen, WHO Regional Offi ce for Europe on behalf of the European Observa-tory on Health Systems and Policies.

32. Hou X., Chao S. (2008). An evaluation of the initial impact of the medical assistance program for the poor in Georgia. Policy Research Working Paper 4588.Washington, DC, World Bank.

33. Ilkhamov F. A., Jakubowski E. (2001). Health care systems in transition: Uzbekistan. Co-penhagen, European Observatory on Health Care Systems.

34. IMF (2009). Georgia and the IMF links to Article IV consultation and other reports containing government fi nancial operations data. Washington, DC, Interna-tional Monetary Fund. — URL: http://www.imf.org/external/country/GEO/index.htm, accessed 31 August 2009.

ДМС можно классифицировать в соответствии с его ролью по отношению к государственной системе. Международные исследования показывают, что рынки ДМС, как правило, формируются на основе характеристик государственной системы, в частности степени охвата государственной бесплатной системы здравоохранения.

Таким образом, пробелы в уровне государственного охвата являются ключевыми факторами, определяющими развитие рынка ДМС (Foubister et al., 2006). Там, где ДМС компенсирует недостатки охвата государственной системы путем предоставления финансовой защиты для групп людей, которые исключены или могут отказаться от государственной системы, оно играет замещающую роль. Кроме того, оно берет на себя дополняющую роль, в которой акцентируется внимание на ограничениях в объеме и глубине гарантированного государством набора медицинских услуг, и добавочную роль в ситуациях, в которых оно реагирует на низкий уровень удовлетворенности пользователей государственной системой.

Замещающее ДМС. В Эстонии, Чешской Республике, Словении и Словакии небольшие рынки замещающего ДМС охватывают людей, которые не имеют права на страхование, финансируемое государством (Jesse et al., 2004; Rokosova et al., 2005). Эстонский рынок мигрантов очень мал и охватывает лишь несколько сотен человек, и полисы замещающего страхования продаются исключительно ФОМС. Чешский рынок главным образом охватывает все возрастающее число трудовых мигрантов из стран, не входящих в ЕС (Dlouhy, 2016). В 2015 г. замещающее страхование, осуществляемое дочерней компанией ФОМС, охватывало около 0,3 % населения. За исключением реформы, введенной в 2007 г. в Грузии (Gotsadze, 2008), замещающее ДМС, по сути, не играет никакой роли в странах бывшего Советского Союза.

Дополняющее ДМС. Роль дополняющего ДМС, охватывающего медицинские услуги, исключенные из государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи, также ограничена. Такие рынки существуют на Украине и в России, где они покрывают расходы на приобретение медикаментов (отдельные коммерческие формы и на уровне крупных промышленных корпораций), а также в Латвии, где они покрывают расходы на стоматологические услуги и санаторно-курортное лечение (Karaskevica and Tragakes, 2001; Lekhan, Rudiy and Nolte, 2004). Рынки дополняющего ДМС, покрывающего платежи пациентов за услуги, включаемые в гарантированный государством набор медицинских услуг, играют важную роль в Хорватии, Латвии и Словении (Karaskevica and Tragakes, 2012; Albreht et al., 2002; Voncina et al., 2006). Словения является единственной страной, достигшей высокого уровня охвата населения этим видом страхования.

Для Цитирования:
Peter Gaal, Sarah Thomson, С. В. Шишкин, Роль добровольного медицинского страхования в системе стационарной и неотложной помощи в странах с переходной экономикой. Врач скорой помощи. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: