Эти общие, «дежурные» сведения о должности, относящейся к категории топ-менеджмента, расшифровала в коротком интервью директор по маркетингу компании ICL Services Лилия Алеева.
— Лилия, какими навыками должен обладать успешный директор по маркетингу сегодня? Можете ли вы выстроить их в порядке приоритетности?
— Изменения в глобальном мире диктуют свои условия. Директор по маркетингу сегодня не только эксперт в своей области и хороший управленец, ожидания к нему растут каждый день. Дополнительные навыки, которым сегодня стоит уделить внимание:
Технологические навыки.
Конкуренция на рынке перешла в технологическую плоскость, маркетинговые команды сегодня объединяют широкий круг профессионалов, обладающих навыками от веб-программирования до бизнес-аналитики, создания контента и покупки цифровых медиа. Автоматизированные инструменты управления жизненным циклом лида, его взращивания, связка с CRM-системами, большие данные, адаптивные инструменты, привязанные к данным. Директор по маркетингу должен понимать, как все эти люди и системы взаимодействуют, и быть в состоянии управлять ими, принимать решения, вести внутренние стратегические переговоры.
Системное бизнес-мышление.
Маркетинг сегодня является ключевой частью бизнес-стратегии многих компаний. Директора по маркетингу все чаще входят в высшие стратегические советы управления компаниями. Рынки стремительно меняются. Например, вчерашний Сбербанк — сегодня уже ИТ-компания, создающая экосистемы. Компания по прокату фильмов теперь является компанией по производству контента (Netflix). Границы быстро стираются. Директору по маркетингу нужно мыслить шире, видеть тенденции, которые завтра изменят целые отрасли.
Эмоциональный интеллект и эмпатия, умение слушать и коммуницировать.
Все намешано, но грани между этими навыками очень тонкие. В наше время, когда мы полностью поглощены экранами, данными, информационными панелями смартфонов и ноутбуков, важен человеческий фактор. Важно умение сохранять связь с клиентом, партнером, коллегами из других подразделений и командой. Бренд — это прежде всего эмоции и его человечность. Мне нравится фраза Кевина Кокрейна, директора по маркетингу компании Jahia, лидера в области управления цифровым опытом, о том, что эмпатия — это кровь, которая обеспечивает кислородом и топливом идеи директора по маркетингу.