По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль деонтологического воспитания и нравственного развития в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа

М.П. Маргаева директор, к.п.н., ГБОУ СПО «МК № 4 Департамента здравоохранения города Москвы»
З.М. Исмаилова преподаватель, к.м.н., ГБОУ СПО «МК № 4 Департамента здравоохранения города Москвы»

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа является одним из важнейших направлений развития педагогической науки в современном обществе, существенная роль при этом отводится деонтологическому воспитанию и нравственному развитию студентов.

Литература:

1. Биомедицинская этика: слов.-справ. – Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич, С.Д. Денисов [и др.] / Под ред. Т.В. Мишаткиной. – Минск: БГЭУ, 2007. –– 90 с.

2. Брико Н.И. Клиническая эпидемиология – новый предмет? // Газета «Медицинский вестник». – 2012. – № 33 (610).

3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука – М.: ГОУ «ВУНМЦ МЗ РФ», 2001. – 304 с.

4. Лавник П. Н. Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа. – Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 2–4.

5. Медик В.А, Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – 3-е изд. переработ. и дополн. – 2012. – 288 с.: илл.

6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 54 с.

7. Силуянова И.В. Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики: автореферат дисс. доктора филос. наук. – М., 1999.

8. Слюсарева И.П. Формирование деонтологической компетентности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа: автореферат дисс. канд. пед.наук. – Саратов, 2009 – 29 с.

9. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 400 с.

10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.

В настоящее время, переполненное коренными преобразованиями всех сторон жизнедеятельности человека и общества, отмечается падение нравственных устоев в обществе в целом и среди студентов медицинских колледжей в частности. Медицинский работник должен быть высоконравственной личностью. Гуманизм, высоконравственные отношения в профессиональной деятельности медика в настоящее время приобретают особое значение. «Самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков – привить им такие ценностные ориентиры и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания» [Кудрявая Н.В. и соавт., 2001].

Клятва Гиппократа, как и другие известные нам этические и нравственные правила поведения представителей медицины, в различные эпохи развития человеческого общества выражали основополагающие принципы поведения не только врача, но и каждого, кто собирался стать медиком. Эти правила можно рассматривать как основу деонтологии, которая отражает стремление человечества к высоконравственным основам.

«Клятва Гиппократа» содержит 9 этических принципов или обязательств:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

2. Принцип «непричинения» вреда;

3. Обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

4. Принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

5. Принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии и абортам;

6. Обязательство об отказе от хирургического вмешательства;

7. Обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

8. Обязательство личного совершенствования;

9. Врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Столетиями многие врачи вносили вклад в принципы медицинской этики. Парацельс, известный как реформатор медицины, ввел такие этические принципы, как:

1. Врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком.

2. Врач должен денно и нощно думать о своем больном.

Для Цитирования:
М.П. Маргаева, З.М. Исмаилова, Роль деонтологического воспитания и нравственного развития в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа. Медсестра. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала