По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+373 DOI:10.33920/pol-01-2411-03

Роль читательской грамотности в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования

Черных Татьяна Игоревна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 49» г. Курска; преподаватель высшей категории (f4787@yandex.ru; +79606803809)

В настоящей статье рассмотрена роль читательской грамотности в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования на современном этапе. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Перед российским образованием стоит задача воспитать функционально грамотную личность, то есть человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего добывать нужные ему знания, способного свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Литература:

1. Андрианова, Г.А. Читательская грамотность учащихся в условиях цифровизации / Г.А. Андрианова // Эйдос. — 2022. — № 4. — EDN KXMCBN.

2. Балашова, Е.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е.С. Балашова, И.А. Ерофеева // Достижения науки и образования. — 2022. — № 3 (83). — С. 29–31. — EDN XZJDRY.

3. Генералова, А.А. Функциональная читательская грамотность: поиски и решения / А.А. Генералова, Е.П. Стриковская // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 2-ой Всероссийской научно-практической конференции Нижний Новгород, 19 апреля 2022 года. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. — С. 66–71. — EDN OZTBEH.

4. Горобец, Л.Н. Читательская грамотность как системообразующий компонент учебной деятельности в вузе / Л.Н. Горобец, Э.А. Каминская, А.Ф. Горобец // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 3 (100). — С. 91–

93. — DOI 10.24412/1991-5497-2023-3100-91-93. — EDN UTFQVH.

5. Громова, В.И. Читательская грамотность учителя и школьника: проблемы и перспективы / В.И. Громова // Наукосфера. — 2022. — № 9–1. — С. 59–62. — EDN KPQWBC.

6. Ерхова, С.С. Как формируется Читательская грамотность в школе: изучение опыта учителей-предметников / С.С. Ерхова // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VII и VIII Международных научно-методических конференций, Москва, 01 марта 2021 года — 02 2022 года. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. — С. 204–207. — EDN PBJOGU.

7. Леонтьев, Д. А., Леонтьева, А. А., Тарасов, Е.Ф. Алексей Алексеевич Леонтьев: научная биография // Вопросы психолингвистики. 2016. № 1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksey-alekseevich-leontiev-nauchnaya-biografiya (дата обращения: 03.10.2024).

8. Лямина, Е.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е.А. Лямина, О.В. Шабалина // Современные тенденции начального общего образования: Сборник статей по материалам ХV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2-х частях, Пермь, 29 февраля 2024 года. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2024. — С. 97–101. — EDN ZLMOAQ.

9. Плахутина, Е.Н. Цифровое учебное чтение (на примере вузовской библиотеки) / Е.Н. Плахутина // Труды ГПНТБ СО РАН. — 2022. — № 2 (14). — С. 48–53. — DOI 10.20913/2618-7515-2022-2-48-53. — EDN UTDLEU. Черкасова, А.А. Способы формирования читательской грамотности обучающихся (теоретический аспект) / А.А. Черкасова // Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. — С. 133–135. — EDN NRIMNH.

10. Пичугин, С.С. Читательская грамотность как modus vivendi современного педагога: вектор движения от нормативного к выдающемуся / С.С. Пичугин, Л.А. Громова // Школьные технологии. — 2023. — № 1. — С. 105–

114. — EDN EOYNFE.

11. Рябинина, Л.А. Понимаем ли мы, что называем читательской грамотностью? / Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. — Т. 2, № S1 (90). — С. 33–50. — DOI 10.24412/2224-0772-2023-90 -33-50. — EDN MGTSJX.

12. Сергеева, М.А. Читательская грамотность на уроках литературы: диагностируем и корректируем / М.А. Сергеева, С.Ю. Воробьева // Материалы Научной сессии: Материалы сессии. В 2 томах, Волгоград, 24–28 апреля 2023 года. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2023. — С. 266–271. — EDN DBEZBK.

13. Сергеева, Ю.В. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Ю.В. Сергеева // Исследовательская работа и креативный потенциал учительско-ученических сообществ: Материалы X Международной научно-методической конференции, Волгоград — Котово, 21–22 марта 2023 года. — Москва: ООО «Планета», 2024. — С. 405–408. — EDN QVZLTV.

14. Скоморощенко, И.Н. Читательская грамотность как целевой ориентир современного образования / И.Н. Скоморощенко // Психологический Vademecum: Профессиональный рост личности в поликультурной среде: региональный: Сборник научных статей. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. — С. 293–299. — EDN VYQTMK.

15. Скоморощенко, И.Н. Читательская грамотность как основа развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося / И.Н. Скоморощенко // Современное образование Витебщины. — 2023. — № 3 (41). — С. 39–44. — EDN JLMJTW.

16. Толстенко, С.А. Читательская грамотность в Российской школе: кто виноват и что делать? / С.А. Толстенко // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: Сборник научных статей по итогам Всероссийского с международным участием научно-практического семинара, под редакцией А.В. Кореневой, Мурманск, 05 апреля 2024 года. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. — С. 337–353. — EDN QCTRHC.

17. Черкасова, А.А. Развитие читательской грамотности в системе школьного образования в Китае / А.А. Черкасова, А.Е. Крашенинникова // НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ в ЭПОХУ МИРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ: Материалы IV международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 июня 2022 года. Том Часть 1. — Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Манускрипт», 2022. — С. 208–210. — EDN RFYSQY.

18. Черкасова, А.А. Способы формирования читательской грамотности обучающихся (теоретический аспект) / А.А. Черкасова // Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 25 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. — С. 133–135. — EDN NRIMNH.

19. Щербакова, О.А. Читательская грамотность: проблемы и теоретические основы формирования / О.А. Щербакова // Сахалинское образование XXI век. — 2022. — № 2. — С. 26–31. — EDN OGMLWN.

20. Юдина, Н.А. Читательская грамотность как основа успешности учащихся / Н.А. Юдина // Народное образование Якутии. — 2022. — № 1 (122). — С. 109–111. — EDN YOJZBN.

21. Savenko, V. Developing reading literacy in elementary school through semantic reading strategies / V. Savenko, I. Mazalova // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курган, 27 мая 2022 года / Отв. редактор Г.М. Федосимов. Vol. 2. — Курган: Курганский государственный университет, 2022. — P. 231–235. — EDN JSLMJW.

22. 1. Andrianova, G.A. Chitatel’skaja gramotnost’ uchashhihsja v uslovijah cifrovizacii / G.A. Andrianova // Jejdos. — 2022. — № 4. — EDN KXMCBN.

23. 2. Balashova, E. S. Chitatel’skaja gramotnost’ kak komponent funkcional’noj gramotnosti / E. S. Balashova, I.A. Erofeeva // Dostizhenija nauki i obrazovanija. — 2022. — № 3 (83). — S. 29–31. — EDN XZJDRY.

24. 3. Generalova, A.A. Funkcional’naja chitatel’skaja gramotnost’: poiski i reshenija / A.A. Generalova, E.P. Strikovskaja // Problemy i perspektivy razvitija nachal’nogo obrazovanija: Sbornik statej po materialam 2-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii

25. Nizhnij Novgorod, 19 aprelja 2022 goda. — Nizhnij Novgorod: federal’noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz’my Minina», 2022. — S. 66–71. — EDN OZTBEH.

26. 4. Gorobec, L.N. Chitatel’skaja gramotnost’ kak sistemoobrazujushhij komponent uchebnoj dejatel’nosti v vuze / L.N. Gorobec, Je.A. Kaminskaja, A. F. Gorobec // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. — 2023. — № 3 (100). — S. 91–93. — DOI 10.2441 2/1991-5497-2023-3100-91-93. — EDN UTFQVH.

27. 5. Gromova, V. I. Chitatel’skaja gramotnost’ uchitelja i shkol’nika: problemy i perspektivy / V. I. Gromova // Naukosfera. — 2022. — № 9–1. — S. 59–62. — EDN KPQWBC.

28. 6. Erhova, S. S. Kak formiruetsja Chitatel’skaja gramotnost’ v shkole: izuchenie opyta uchitelej-predmetnikov / S. S. Erhova // Fiziko-matematicheskoe i tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: materialy VII i VIII Mezhdunarodnyh nauchno-metodicheskih konferencij, Moskva, 01 marta 2021 goda — 02 2022 goda. — Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2023. — S. 204–207. — EDN PBJOGU.

29. 7. Leont’ev, D. A., Leont’eva, A. A., Tarasov, E. F. Aleksej Alekseevich Leont’ev: nauchnaja biografija // Voprosy psiholingvistiki. 2016. № 1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksey-alekseevich-leontiev-nauchnaya-biografiya (data obrashhenija: 03.10.2024).

30. 8. Ljamina, E.A. Chitatel’skaja gramotnost’ kak komponent funkcional’noj gramotnosti / E.A. Ljamina, O.V. Shabalina // Sovremennye tendencii nachal’nogo obshhego obrazovanija: Sbornik statej po materialam HV Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastjah, Perm’, 29 fevralja 2024 goda. — Perm’: Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2024. — S. 97–101. — EDN ZLMOAQ.

31. 9. Plahutina, E.N. Cifrovoe uchebnoe chtenie (na primere vuzovskoj biblioteki) / E.N. Plahutina // Trudy GPNTB SO RAN. — 2022. — № 2 (14). — S. 48–53. — DOI 10.20913/2618-7515-2022-2-48-53. — EDN UTDLEU. Cherkasova, A.A. Sposoby formirovanija chitatel’skoj gramotnosti obuchajushhihsja (teoreticheskij aspekt) / A.A. Cherkasova // Aktual’nye problemy sovremennoj filologii: materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i shkol’nikov, Krasnojarsk, 25 aprelja 2022 goda / Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf’eva. — Krasnojarsk: Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf’eva, 2022. — S. 133–135. — EDN NRIMNH.

32. 10. Pichugin, S. S. Chitatel’skaja gramotnost’ kak modus vivendi sovremennogo pedagoga: vektor dvizhenija ot normativnogo k vydajushhemusja / S. S. Pichugin, L.A. Gromova // Shkol’nye tehnologii. — 2023. — № 1. — S. 105–114. — EDN EOYNFE.

33. 11. Rjabinina, L.A. Ponimaem li my, chto nazyvaem chitatel’skoj gramotnost’ju? / L.A. Rjabinina, T.Ju. Chaban // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. — 2023. — T. 2, № S1 (90). — S. 33–50. — DOI 10.24412/2224-0772-2023-90 -33-50. — EDN MGTSJX.

34. 12. Sergeeva, M.A. Chitatel’skaja gramotnost’ na urokah literatury: diagnostiruem i korrektiruem / M.A. Sergeeva, S.Ju. Vorob’eva // Materialy Nauchnoj sessii: Materialy sessii. V 2 tomah, Volgograd, 24–28 aprelja 2023 goda. — Volgograd: Volgogradskij gosudarstvennyj universitet, 2023. — S. 266–271. — EDN DBEZBK.

35. 13. Sergeeva, Ju.V. Chitatel’skaja gramotnost’ kak komponent funkcional’noj gramotnosti / Ju.V. Sergeeva // Issledovatel’skaja rabota i kreativnyj potencial uchitel’sko-uchenicheskih soobshhestv: Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Volgograd — Kotovo, 21–22 marta 2023 goda. — Moskva: OOO «Planeta», 2024. — S. 405–408. — EDN QVZLTV.

36. 14. Skomoroshhenko, I.N. Chitatel’skaja gramotnost’ kak celevoj orientir sovremennogo obrazovanija / I.N. Skomoroshhenko // Psihologicheskij Vademecum: Professional’nyj rost lichnosti v polikul’turnoj srede: regional’nyj: Sbornik nauchnyh statej. — Vitebsk: Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P.M. Masherova, 2023. — S. 293–299. — EDN VYQTMK.

37. 15. Skomoroshhenko, I.N. Chitatel’skaja gramotnost’ kak osnova razvitija cennostno-smyslovyh lichnostnyh kachestv obuchajushhegosja / I.N. Skomoroshhenko // Sovremennoe obrazovanie Vitebshhiny. — 2023. — № 3 (41). — S. 39–44. — EDN JLMJTW.

38. 16. Tolstenko, S.A. Chitatel’skaja gramotnost’ v Rossijskoj shkole: kto vinovat i chto delat’? / S.A. Tolstenko // Obuchenie jazykam v polijetnicheskoj srede regiona: Sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskogo s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskogo seminara, pod redakciej A.V. Korenevoj, Murmansk, 05 aprelja 2024 goda. — Moskva: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost’ju «Rusajns», 2024. — S. 337–353. — EDN QCTRHC.

39. 17. Cherkasova, A.A. Razvitie chitatel’skoj gramotnosti v sisteme shkol’nogo obrazovanija v Kitae / A.A. Cherkasova, A. E. Krasheninnikova // NAUChNYE DISKUSSII v JePOHU MIROVOJ NESTABIL’’NOSTI: PUTI SOVERShENSTVOVANIJa: Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Rostov-na-Donu, 30 ijunja 2022 goda. Tom Chast’ 1. — Rostovna-Donu: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost’ju «Manuskript», 2022. — S. 208–210. — EDN RFYSQY.

40. 18. Cherkasova, A.A. Sposoby formirovanija chitatel’skoj gramotnosti obuchajushhihsja (teoreticheskij aspekt) / A.A. Cherkasova // Aktual’nye problemy sovremennoj filologii: materialy XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i shkol’nikov, Krasnojarsk, 25 aprelja 2022 goda / Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf’eva. — Krasnojarsk: Krasnojarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf’eva, 2022. — S. 133–135. — EDN NRIMNH.

41. 19. Shherbakova, O.A. Chitatel’skaja gramotnost’: problemy i teoreticheskie osnovy formirovanija / O.A. Shherbakova // Sahalinskoe obrazovanie XXI vek. — 2022. — № 2. — S. 26–31. — EDN OGMLWN.

42. 20. Judina, N.A. Chitatel’skaja gramotnost’ kak osnova uspeshnosti uchashhihsja / N.A. Judina // Narodnoe obrazovanie Jakutii. — 2022. — № 1 (122). — S. 109–111. — EDN YOJZBN.

43. 21. Savenko, V. Developing reading literacy in elementary school through semantic reading strategies / V. Savenko, I. Mazalova // Obrazovanie XXI veka: podhody, tehnologii, metodiki: Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. V 2-h tomah, Kurgan, 27 maja 2022 goda / Otv. redaktor G.M. Fedosimov. Vol. 2. — Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2022. — P. 231–235. — EDN JSLMJW.

Статья поступила 12.10.2024 г.

The article was received on 12.10.2024.

Великий психолог и лингвист А.А. Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [7]. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом [1; 2, с. 30; 3, с. 67; 4, с. 92].

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность [5, с. 60].

Для Цитирования:
Черных Татьяна Игоревна, Роль читательской грамотности в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: