По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль человеческого фактора

Тушко И.С. специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции, e-mail: Ivanov_sky@mail.ru

Вопросы профессиональной подготовки и аттестации работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, с каждым годом приобретают все большее значение. Особенно это становится актуально в моменты совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, и становится одной из главных тем обсуждения и анализа произошедших негативных событий. При этом на фоне выполнения действующих обязательных норм законодательства роль человеческого фактора отходит на задний план и далеко не всегда рассматривается и учитывается контрольно-надзорными органами. В данной статье автор постарается определить роль человеческого фактора в системе обеспечения безопасности на транспорте.

Литература:

1. Попова, М.А., Переверзева, Е.С. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России: проблемы и ретроспектива. — Текст : непосредственный // Сборник Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика». — 2016. — С. 213– 216.

2. Семенов, С.А. Транспортная безопасность: проблемы становления. — Текст : непосредственный // Транспорт Российской Федерации. — № 3 (76). — 2018. — С. 19–23.

3. Тушко, И.С. Специфика деятельности ПТБ метрополитенов. — Текст : непосредственный // Транспортная безопасность и технологии. — № 01 (60). — 2020. — С. 144–146.

4. Свешников, А.Н. Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности: проблемы и пути их решения : доклад. — URL : https//www.atb-tsa.ru/ archives/11047. — Текст : электронный.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности в последнее время остро обсуждаются в различных государствах всего мира. В настоящее время трудно переоценить значение мероприятий по укреплению транспортной безопасности для России. Так, надежность транспортного комплекса в процессе обеспечения национальных интересов играет важную роль, которая обусловлена, во-первых, происходящими в России политическими и социальноэкономическими процессами; вовторых, присущими исключительно ей характеристиками ее территории; в-третьих, ее уникальным положением на евразийском континенте [1].

Комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности является многозадачной и разноуровневой системой, целями функционирования которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Для улучшения качества данного функционирования каждый год производится систематизация и автоматизация некоторых элементов данной системы без поправки на человеческий фактор.

Взять, к примеру, обязательные требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта, установленные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. Согласно данным требованиям, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов.

Требование могло бы звучать иначе и начинаться со слов «принять меры по воспрепятствованию…», ведь СТИ проводит немало мероприятий в данном направлении: устанавливает инженерно-технические средства, привлекает сотрудников ведомственной охраны, обеспечивает организационно-штатные мероприятия. И достигается это все путем привлечения человеческих ресурсов.

Однако мы видим, что законодатель устанавливает четкое требование «воспрепятствовать…». К чему это приводит на практике? Допустим, нарушитель каким-то образом проникает на железнодорожный объект незаконным путем (перелезает через забор), далее срабатывает датчик охранной сигнализации; по камерам видеонаблюдения, установленным на объекте, производится идентификация места проникновения; к месту обнаружения прибывает группа быстрого реагирования ведомственной охраны.

Для Цитирования:
Тушко И.С., Роль человеческого фактора. Железнодорожник. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: