Вопросы обеспечения транспортной безопасности в последнее время остро обсуждаются в различных государствах всего мира. В настоящее время трудно переоценить значение мероприятий по укреплению транспортной безопасности для России. Так, надежность транспортного комплекса в процессе обеспечения национальных интересов играет важную роль, которая обусловлена, во-первых, происходящими в России политическими и социальноэкономическими процессами; вовторых, присущими исключительно ей характеристиками ее территории; в-третьих, ее уникальным положением на евразийском континенте [1].
Комплекс мер по обеспечению транспортной безопасности является многозадачной и разноуровневой системой, целями функционирования которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Для улучшения качества данного функционирования каждый год производится систематизация и автоматизация некоторых элементов данной системы без поправки на человеческий фактор.
Взять, к примеру, обязательные требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта, установленные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. Согласно данным требованиям, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов.
Требование могло бы звучать иначе и начинаться со слов «принять меры по воспрепятствованию…», ведь СТИ проводит немало мероприятий в данном направлении: устанавливает инженерно-технические средства, привлекает сотрудников ведомственной охраны, обеспечивает организационно-штатные мероприятия. И достигается это все путем привлечения человеческих ресурсов.
Однако мы видим, что законодатель устанавливает четкое требование «воспрепятствовать…». К чему это приводит на практике? Допустим, нарушитель каким-то образом проникает на железнодорожный объект незаконным путем (перелезает через забор), далее срабатывает датчик охранной сигнализации; по камерам видеонаблюдения, установленным на объекте, производится идентификация места проникновения; к месту обнаружения прибывает группа быстрого реагирования ведомственной охраны.