По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль БРИКС во внешнеторговой политике России*

Коваль Александра Геннадьевна доцент кафедры мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, E-mail: a.koval@spbu.ru
Трофименко Ольга Юрьевна канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, E-mail: o.trofimenko@spbu.ru

Объединение БРИКС играет всевозрастающую роль для Российской Федерации при выстраивании ее внешнеэкономической стратегии. Существует определенный потенциал в наращивании российской торговли со странами БРИКС, однако при этом наблюдается дисбаланс в ее географической и товарной структуре. Применяемые Россией инструменты торговой политики накладывают ряд ограничений для дальнейшего укрепления торгового сотрудничества.

Литература:

1. Luterbucher U., Norrlof C. The new political economy of trading and its institutional consequences // International Political Science Review. — 2000 . — Vol. 20. — № 4.

2. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики — взаимодействие в БРИКС / Отв. ред. Глинкина С. П.; колл. авторов. — М.: Институт экономики РАН, 2014.

3. Krugman P. Scale economies, product diff erentiation, and the pattern of trade // The American Economic Review. — 1980. — Vol. 70. — № 5.

4. De Benedictis L., Taglioni D. The Gravity Model in International Trade / De Benedictis L., Sal-vatici L. (eds.) // The Trade Impact of European Union Preferential Policies: an analysis through gravity models. — Berlin, Heidelberg: Springer, 2011.

5. Blum B. S., Goldfarb A. Does the internet defy the law of gravity? // Journal of International Economics. — 2006. — № 70 (2).

6. Armijo L. E., Roberts C. The emerging powers and global governance: why the BRICS matter / Looney R. (ed.) // Handbook of Emerging Economies. — New York: Routledge, 2014.

7. Толорая Г. Д., Чуков Р. С. БРИКС в G20: возможности по координации участия: Научный доклад. — М.: Институт экономики РАН, 2017.

8. Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС от 4 сентября 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/ fi les/ru/0auA2fXB3aZfGjy7ZHtubAhIydQv9AL5.doc.

9. Лексютина Я. Лидерство в БРИКС: прогнозы и реалии // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 5.

10. Ивашенцов Г. А. Россия-Индия: новые горизонты давнего партнерства // Вестник МГИМО-Университета. — 2017. — № 2 (53).

11. Хмелевская Н. Приоритеты внешнеторговой политики России в орбите экономического сотрудничества БРИКС // Экономическая политика. — 2015. — Т. 10. — № 2.

12. De Castro T. Trade among BRICS countries: Changes towards closer cooperation? // Ekonomická revue — Central European Review of Economic Issues. — 2013. — Vol. 16. — № 3.

13. Рогатных Е. Экономический рост стран БРИКС и возможности расширения взаимных торговых связей // Экономическая политика. — 2015. — Т. 10. — № 2.

14. Оболенский В. Внешняя торговля России: барометр предсказывает бурю // Мировая экономика и международные отношения. — 2016. — Т. 60. — № 2.

15. Sutyrin S. F., Koval A. G., Trofi menko O. Y. Integrating into the multilateral trading system and global value chains: the case of Russia / Ed. by Jansen M., Jallab M. S., Smeets M. // Connecting to global markets. Challenges and opportunities: case studies presented by WTO chair-holders. — Geneva: World Trade Organization, 2014.

16. Коваль А. Г., Пиох М. БРИКС в ВТО: современные вызовы // Международная экономика. — 2017. — № 1.

17. Шатская И. И. Основные сферы сотрудничества России со странами БРИКС // Научный альманах. — 2016. — № 4-1 (18).

18. Юркова Т. С., Федоренко К. П. Современное состояние и направления развития российско-южноафриканских торгово-экономических отношений // Российский внешнеэкономический вестник. — 2017. — № 8.

19. Коваль А.Г., Пиох М. Страны БРИКС в глобальном экономическом управлении на примере их участия в ВТО // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2 Экономика. Экология. — 2017. — № 3.

20. Evenett S. BRICS Trade Strategy: Time for a Rethink. The 17th GTA Report. — London, 2015.

21. Воловик Н. П., Приходько С. В. Торговая политика стран БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 8.

22. Совместное заявление Евразийской экономической комиссии и Министерства коммерции Китайской Народной Республики. 8 мая 2015 г.

23. ЕАЭС и Индия начали официальные переговоры по заключению соглашения о свободной торговле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/3-06-2017.aspx.

24. Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/ investigations/Measures.aspx.

Многочисленные исследования в сфере международной торговли говорят о том, что она (за некоторыми исключениями) носит преимущественно региональный характер, т. е. основные торговые потоки происходят между странами, находящимися в определенном географическом регионе. Более того, она затрагивает страны с аналогичным уровнем развития факторов производства. Также международная торговля все в большей степени приобретает внутриотраслевой характер [1]. Соответственно, согласно классической теории торговли, либерализация — коллективное благо, которое повышает уровень благосостояния участвующих в ней стран. Однако на практике существует целый набор факторов, которые приводят к формированию определенных институциональных рамок для внешней торговли государств. Эти рамки могут как стимулировать развитие торговли, так и создавать серьезные препятствия. В этой связи торговая политика играет ключевую роль в развитии экономического взаимодействия между странами, а меры, применяемые при ее реализации, могут оказывать существенное влияние на естественный ход торговли.

В современных условиях, на фоне турбулентности мировой экономики и осложнения отношений России с западными торговыми партнерами, выстраивая стратегию экономического развития, нашей стране необходимо трансформировать свою внешнеэкономическую политику в соответствии с изменяющимися факторами внешней среды. Одним из возможных направлений преобразований является поиск новых партнеров и усиление сотрудничества с наиболее динамично развивающимися странами. В частности, весьма активно ведется дискуссия о перспективах взаимодействия в рамках объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) [2]. Действительно, с одной стороны, расширение взаимодействия с этими крупными и важными геополитическими игроками представляется очевидным. В условиях существенного охлаждения отношений с одними государствами достаточно важно было продемонстрировать наличие альтернативы для развития внешнеторговых связей.

С другой стороны, активно развивающиеся исследования в рамках гравитационной модели говорят нам о том, что у такого сотрудничества существуют серьезные ограничения. Так, расстояние между партнерами (физическая дистанция) уже довольно давно признано одним из естественных факторов, препятствующих развитию торговли вследствие высокого уровня связанных с ней издержек. Несмотря на то что страны рассматриваемой группировки существенно удалены друг от друга (за исключением Китая и России, имеющих общую границу), это не может однозначно рассматриваться в качестве проблемы: некоторые авторы доказывают, что издержки либо уменьшаются вследствие роста объемов торговли [3], либо зависят от вида/веса/ размера/хрупкости товара [4] и могут стремиться к нулю в случае цифровых товаров [5].

Для Цитирования:
Коваль Александра Геннадьевна, Трофименко Ольга Юрьевна, Роль БРИКС во внешнеторговой политике России*. Международная экономика. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: