Понятие бизнес-процесса встречается в ГОСТах:
• бизнес-процесс (business process) — производственный процесс организации связи (ГОСТ Р 53633.0-2009);
• бизнес-процессом называется совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ISO 9000:2011).
Но по этим определениям тяжело понять, что это такое и для чего их надо строить, и уж тем более не ясно, как их оптимизировать. Чтобы определение было более понятным, для начала необходимо ввести три понятия.
Продукт — это может быть реальный продукт, услуга, документ или информация.
Клиент — это тот, для кого делается продукт, он может быть внешний — тот, кто платит деньги вашему бизнесу, или внутренний — тот, для кого делается продукт.
Пример внутреннего клиента: производство — это внутренний клиент для снабжения, потому что производство определяет качество поставляемой продукции. Само по себе снабжение этого сделать не может.
Процесс — это последовательность действий, придающая продукту ценность.
Теперь дадим определение бизнеспроцесса.
Бизнес-процесс — это последовательность передачи продукта между участниками процесса, в том числе электронными, с целью прибавления ценности и доставки его до клиента.
Бизнес-процессы встречаются в различных структурных элементах бизнеса:
• процесс продажи;
• процесс передачи информации;
• процесс выдачи заработной платы;
• процесс работы с отзывами.
В настоящее время известно, по данным сайта https://www.businessstudio.ru, где размещен список стандартных процессов для производства, 278 наименований бизнес-процессов.
На рис. 1 представлен общий вид бизнес-процесса.
• Механизм реализации — это все, что входит в сам процесс: подпроцессы, линии связи, развилки, базы данных и пр.
• Вход — то, что поступает извне, от прошлого процесса или от клиента.
• Выход — продукт с добавленной ценностью.
• Ресурсы — то, что нужно использовать, чтобы процесс прошел правильно.