Аттестационная система организации является эффективным инструментом реализации как стратегии управления человеческими ресурсами, так и стратегии организации в целом. Аттестация персонала — это метод оценки эффективности работы сотрудников, который направлен на повышение производительности труда и конкурентоспособности организации в целом. Однако многие российские компании относятся к этому инструменту кадровой политики формально, не придавая ему должного внимания. Вместе с тем практики управления персоналом отмечают, что основной проблемой аттестации являются громоздкость и малоэффективность традиционных методик.
В условиях экономического кризиса компании пересматривают свой подход к управлению персоналом, сфокусировавшись на привлечении и удержании лучших сотрудников и использовании их потенциала. Оценка персонала становится ключевым инструментом управления ресурсами, поскольку 23% компаний в России отказались от планов по найму в 2023 году. Вместо этого бизнес заинтересован в перераспределении ресурсов и сохранении ключевых специалистов через выстроенную систему оценки персонала и программы мотивации и развития.
Аттестация персонала является эффективным методом оценки профессиональных знаний и навыков сотрудника, подтверждающим его соответствие квалификации на должности. Это важный элемент успешного управления компанией, способствующий повышению производительности как отдельного работника, так и всего предприятия. Результаты оценки помогают руководству определить кадровую политику, а сотрудникам — получить стимул для карьерного и профессионального роста.
Результатом аттестации становится оценка наиболее значимых характеристик сотрудника (рис. 1).
Основные цели проведения аттестации персонала представлены на рис. 2.
Результаты аттестации персонала позволяют выявить так называемое «слабое звено» в команде, а также определить потенциально сильных игроков. Надо заметить, что эффективный руководитель не станет сразу проводить ротацию кадров и увольнять сотрудника, не прошедшего аттестацию. Руководителю необходимо постараться устранить все замечания в работе сотрудника, затем предложить сотруднику пройти программу повышения квалификации, воспользоваться инструментом баддинга и в крайнем случае предложить иную должность в данной компании. Основные виды аттестации представлены на рис. 3.