По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01 DOI:10.33920/pro-01-2502-06

Роль акцентуаций характера при оценке личностных компетенций сотрудников в современной бизнес-организации

Федосеева Полина Михайловна магистрант направления подготовки 37.04.01 «Психология», профиль «Психология в бизнесе и рекламе», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, e-mail: linafedoseeeva@gmail.com
Лебедева Наталья Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханов, e-mail: Lebedeva1512@yandex.ru

В данной статье рассматривается роль и место акцентуаций характера сотрудников при оценке их личностных компетенций. Эффективность современных бизнес-процессов во многом зависит от профессиональных компетенций персонала, где soft-skills играют важное значение. Авторы представляют классификацию акцентуаций характера по К. Леонарду, проводят обзор современного диагностического инструментария по оценке личностных компетенций (тестирование, интервью, наблюдение), приводят примеры, демонстрирующие влияние акцентуаций характера на поведение сотрудников в команде. Понимание акцентуаций характера позволяет минимизировать затраты компаний на оценку личностных компетенций сотрудников, что в конечном итоге, способствует развитию бизнеса.

Литература:

1. Волков А.С. 7 психологические аспекты технологии подбора персонала, реализованные в методике комплексной оценки «пирамида» (МКО — «пирамида») / А.С. Волков. Текст : непосредственный // Оригинальные исследования. — 2021. — Т. 11. — № 9. — С. 5–26.

2. Ковалева С.Н. Понятие акцентуации характера в психологической литературе / С.Н. Ковалева // Теория и практика научных исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание, София, Болгария, 30 апреля 2016 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. — София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. — С. 323–328.

3. Лебедева Н.В. Профессиональный психологический отбор специалистов в диджитал и медиа сферы / Н.В. Лебедева, А.Н. Пучкова. Текст : непосредственный // Управление качеством. — 2024. — № 9. — С. 57–63.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2020. — 544 с.

5. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. / Д.А. Леонтьев. Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — № 2. — С.3-18.

6. Бушуева И.П. Разработка модели и методики оценки личностных компетенций в ходе профессиональной подготовки менеджера по работе с персоналом / И.П. Бушуева, А.А. Гейне, Д.О. Евсикова // Лидерство и менеджмент. — 2023. — Том 10. — № 3. — С. 797–822.

7. Оценка компетенций сотрудника: методы и этапы // Авито. — 2023. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.avito.ru/blog/kompetenciya-sotrudnikov-chto-eto-zachem-opredelyat-i-kak-ispolzovat/ (дата обращения 26.10.2024)

8. Гришин Я. Четыре типа сотрудников по DISC: разбираемся в типологии личности и методологии, 2024 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://journal.sovcombank.ru/rabota/chetire-tipa-sotrudnikov-po-disc-razbiraemsya-v-tipologii-lichnosti-i-metodologii (дата обращения 26.10.2024) References

1. Volkov A.S. 7 psychological aspects of personnel selection technology, implemented in the methodology of the integrated assessment "pyramid" (IAC — "pyramid") / A.S. Volkov. Text: direct // Original research. — 2021. — Vol. 11. — No. 9. — Pp. 5–26.

2. Kovaleva S.N. The concept of character accentuation in psychological literature / S.N. Kovaleva // Theory and practice of scientific research: Proceedings of the International (correspondence) scientific and practical conference. Scientific (non-periodical) electronic publication, Sofia, Bulgaria, April 30, 2016 / Under the general editorship of A.I. Vostretsov. — Sofia, Bulgaria: Scientific Publishing Center "World of Science" (IP Vostretsov Alexander Ilyich), 2016. — P. 323–328.

3. Lebedeva N.V. Professional psychological selection of specialists in the digital and media spheres / N.V. Lebedeva, A.N. Puchkova. Text: direct // Quality Management. — 2024. — No. 9. — P. 57–63.

4. Leonhard K. Accentuated personalities / K. Leonhard. — Rostov n / D .: Publishing house "Phoenix", 2020. — 544 p.

5. Leontiev D.A. The concept of motive in A.N. Leontiev and the problem of the quality of motivation. / D.A. Leontiev. Text: direct // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. — 2016. — No. 2. — P.3-18.

6. Bushueva I.P. Development of a model and methodology for assessing personal competencies during the professional training of a personnel manager / I.P. Bushueva, A.A. Heine, D.O. Evsikova // Leadership and Management. — 2023. — Vol. 10. — No. 3. — P. 797–822.

7. Assessment of employee competencies: methods and stages // Avito. — 2023. [Electronic resource] — Access mode: https://www.avito.ru/blog/kompetenciya-sotrudnikov-chto-eto-zachem-opredelyat-i-kak-ispolzovat/ (date of access 10/26/2024)

8. Grishin Ya. Four types of employees according to DISC: understanding the typology of personality and methodology, 2024 [Electronic resource] — Access mode: https://journal.sovcombank.ru/rabota/chetire-tipa-sotrudnikov-po-disc-razbiraemsya-v-tipologii-lichnosti-i-metodologii (date of access 10/26/2024)

Современный этап социально-экономического развития российского общества в целом, и бизнес-процессов в частности, актуализирует вопросы оценки персонала. Конкуренция становится всё более жёсткой, роль личностных компетенций сотрудников приобретает особую значимость. Личность играет ключевую роль в достижении успеха бизнеса, и оценка сильных сторон и возможностей персонала становится неотъемлемой частью процесса развития компании как малого и среднего бизнеса, так крупного.

Цель данной статьи является изучение акцентуаций характера сотрудников современных бизнес-организаций и сокращение временных затрат, которые компании тратят на оценку личностных компетенций за счёт использования акцентуаций характера, как комплексной характеристики личности сотрудника.

Понятие акцентуации характера и её влияние на поведение сотрудников

Исследуя проблему поведения сотрудников современных бизнес-организаций, важно выделить роль «акцентуации характера». Но для начала рассмотрим подходы к понятию личность. Как писал А.Н. Леонтьев в своих трудах: «Личность — это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Данное понятие, так же как понятие личность выражает целостность субъекта». По мнению С.Л. Рубинштейна, личность — это живой человек из плоти и крови, вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия бытие, переходящее в идеальную форму». Б.Г. Ананьева определял личность как субъект общественного поведения и коммуникации. Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями» [3, с. 60].

Вопросом изучения личностных особенностей занимались многие ученые, например, Ф. Гальтон, А. Адлер, Р. Кеттелл, З. Фрейд, К. Роджерс, Г. Айзенк. В своих работах они рассматривали следующее: Ф. Гальтон и А. Адлер изучали личностные особенности с точки зрения генетики, социального контекста и общественных ценностей. Р. Кеттелл: исследование личностных черт и создание теории черт. З. Фрейд: акцент на бессознательных мотивах и раннем детстве в формировании личности. К. Роджерс: сосредоточение на самоактуализации и развитии личности. Г. Айзенк: изучение личностных особенностей с точки зрения психометрии и создание факторной теории личности. Так, еще Г. Олпорт утверждал, что невозможно сравнивать одну личность с другой, так как для каждой характерны свои черты, которые закладываются еще с рождения и являются уникальным [2, с. 235].

Для Цитирования:
Федосеева Полина Михайловна, Лебедева Наталья Васильевна, Роль акцентуаций характера при оценке личностных компетенций сотрудников в современной бизнес-организации. Управление качеством. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: