По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 78.03:78.06 DOI:10.33920/nik-01-1207-09

Рок-клубы как явление отечественной художественной культуры рубежа XX–XXI веков (на примере Петербурга)

Савина Елена Григорьевна НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15, E-mail: LeSavina1@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы современной рок-музыки и рок-клубов (на примере Петербурга) как явления отечественной художественной культуры рубежа XX–XXI вв. Приведены основные этапы становления ленинградско-петербургского клубного рок-движения, предложена классификация современных рок-клубов Петербурга, дано определение акустического рок-концерта. Делается вывод, что изначально сформированное субкультурное рок-движение в ХХI в. становится частью массовой индустрии, эксплуатирующей его достижения.

Литература:

1. Бурлака А. Добрые ветры осени. Режим доступа: http://www.rock-n-roll.ru/details.php?mode=show&id=1473 (19.03.2011)

2. Бурлака А. Рок-клуб как зеркало русской рок-революции. Режим доступа: http://www.rock-n-roll.ru/details.php?mode=show&id=2105 (19.03.2011)

3. Бурлака А. Рок-энциклопедия: Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965– 2005: Т. 2 / Андрей Бурлака. — СПб.: Амфора; ТИД АМФОРА, 2007. — 396 с.: ил.

4. Интервью с Ильей Полищуком. 23.01.2011, Vinyl Story Club.

5. Интервью с Настей Полевой. 10.12.2010, клуб Fireball.

6. Клубы Петербурга, адреса и афиша клубов СПб. Режим доступа: http://www.clubs.gorodovoy.spb.ru/clubs/ (19.01.2011).

7. Козлов А. Рок: истоки и развитие. — М.: Мега-Сервис, 1998. — 192 с.

8. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 4-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 325 с.

9. Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. — СПб.: Искусство-СПб., 2009. — 752 с.

10. Настя Полева — официальный сайт. Режим доступа: http://www.nastyapoleva.ru (19.03.2011).

11. Панкратьев И. П. Рок-клубы в СССР: неформальное и официальное / Сост. И. П. Панкратьев. — М., 1990. — 35 с.

12. Развлекательный комплекс FIREBALL. Режим доступа: http://www.fireball-club.ru (19.03.2011).

13. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Сост. А. К. Троицкий. — М.: Книга, 1990. — 384 с.

14. Сайт Vinyl Story Club. Режим доступа: http //www.vinylstoryclub.com (19.03.2011).

15. Стогоff И. Грешники: [роман] / Илья Стогоff. — СПб.: Амфора; ТИД АМФОРА, 2006. — 286 с.

16. Шапинская Е. Н. Очерки популярной культуры. — М.: Академический проект, 2008. — 191 с.

17. 100 ТВ: Видеоархив: Петербургский рок-клуб — возрождение традиций. Режим доступа: http://www.tv100ru/video/view/42396 (19.03.2011).

Статья поступила 20.01.2012 г.

Рок-клубы сегодня являются неотъемлемой частью развитой музыкальной индустрии города, ведущий коммерческий характер повседневности позволяет говорить о проблемах в их бытовании. Российская рок-музыка постепенно становится «продуктом» шоу-бизнеса, теряя свои прежние идейные мотивы. Характерно значительное снижение качества рок-музыки, активно занимает свои позиции «развлекательный» поп-рок, а рок в его традиционном понимании большей частью перемещается в клубы. В отечественной научной литературе значение рок-клубов в развитии современной рок-музыки практически не освещается, между тем именно в рамках данной формы реализуется творчество многих отечественных рок-музыкантов, складывается ее новая слушательская аудитория. Особенности эволюции рассматриваемого музыкального направления, его «бытия» в жизни общества на рубеже XX–XXI вв. во многом детерминированы законами массовой культуры и шоу-бизнеса.

Массовая культура в ХХ в. стала фактически сущностью, характеристикой развития современного общества. Ее произведениям свойственен акцент на эмоциональном восприятии, стандартизации, тиражировании произведений техническими средствами, зрелищности, узнаваемости. Возникает опасность «упрощения» культуры, выведения ее за рамки качественного понимания.

Как очень точно подметила С. Т. Махлина, «истинное искусство беззащитно перед массовым» [9. С. 342].

На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных проблемам и теории массовой культуры, а также сферы досуга: труды Т. Адорно, Б. С. Ерасова, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, Г. С. Кнабе, А. В. Костиной, А. И. Кравченко, Г. Лебона, Д. Макдональда, М. Маклюэна, С. Т. Махлиной, Э. Неизвестного, А. А. Оганова, Д. В. Ольшанского, Х. Ортега-и-Гассета, К. Э. Разлогова, А. В. Соколова, З. Фрейда, Н. А. Хренова, Т. В. Чередниченко, Е. Н. Шапинской, Ю. Г. Шестакова и других.

В современных теоретических подходах наблюдается неоднозначность трактовки данного явления. Мы склонны согласиться с мнением Е. Н. Шапинской, которая определяет массовую культуру как «исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период роста информационных технологий» [16. С. 14]. В работе А. В. Костиной [8] основательно рассмотрены теории массовой культуры и определена ее сущность. Мы можем отметить следующий вывод автора: «Массовая культура выступает в самом откровенном виде — рыночной, потребительской идеологии» [8. С. 131]. Данная особенность массовой культуры, к сожалению, является характерной и для отечественной рок-культуры на современном этапе.

Для Цитирования:
Савина Елена Григорьевна, Рок-клубы как явление отечественной художественной культуры рубежа XX–XXI веков (на примере Петербурга). Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: