Статья поступила 20.01.2012 г.
Рок-клубы сегодня являются неотъемлемой частью развитой музыкальной индустрии города, ведущий коммерческий характер повседневности позволяет говорить о проблемах в их бытовании. Российская рок-музыка постепенно становится «продуктом» шоу-бизнеса, теряя свои прежние идейные мотивы. Характерно значительное снижение качества рок-музыки, активно занимает свои позиции «развлекательный» поп-рок, а рок в его традиционном понимании большей частью перемещается в клубы. В отечественной научной литературе значение рок-клубов в развитии современной рок-музыки практически не освещается, между тем именно в рамках данной формы реализуется творчество многих отечественных рок-музыкантов, складывается ее новая слушательская аудитория. Особенности эволюции рассматриваемого музыкального направления, его «бытия» в жизни общества на рубеже XX–XXI вв. во многом детерминированы законами массовой культуры и шоу-бизнеса.
Массовая культура в ХХ в. стала фактически сущностью, характеристикой развития современного общества. Ее произведениям свойственен акцент на эмоциональном восприятии, стандартизации, тиражировании произведений техническими средствами, зрелищности, узнаваемости. Возникает опасность «упрощения» культуры, выведения ее за рамки качественного понимания.
Как очень точно подметила С. Т. Махлина, «истинное искусство беззащитно перед массовым» [9. С. 342].
На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных проблемам и теории массовой культуры, а также сферы досуга: труды Т. Адорно, Б. С. Ерасова, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, Г. С. Кнабе, А. В. Костиной, А. И. Кравченко, Г. Лебона, Д. Макдональда, М. Маклюэна, С. Т. Махлиной, Э. Неизвестного, А. А. Оганова, Д. В. Ольшанского, Х. Ортега-и-Гассета, К. Э. Разлогова, А. В. Соколова, З. Фрейда, Н. А. Хренова, Т. В. Чередниченко, Е. Н. Шапинской, Ю. Г. Шестакова и других.
В современных теоретических подходах наблюдается неоднозначность трактовки данного явления. Мы склонны согласиться с мнением Е. Н. Шапинской, которая определяет массовую культуру как «исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период роста информационных технологий» [16. С. 14]. В работе А. В. Костиной [8] основательно рассмотрены теории массовой культуры и определена ее сущность. Мы можем отметить следующий вывод автора: «Массовая культура выступает в самом откровенном виде — рыночной, потребительской идеологии» [8. С. 131]. Данная особенность массовой культуры, к сожалению, является характерной и для отечественной рок-культуры на современном этапе.