Статья поступила 27.06.2025.
Статья подписана в печать 29.06.2025.
The article was received on 27.06.2025.
The article was signed for publication on 29.06.2025.
Современное родительство сопровождается высоким уровнем стресса, обусловленным социальными, экономическими и психологическими факторами. Необходимость совмещать карьеру и воспитание детей, финансовые трудности, завышенные социальные ожидания и постоянное сравнение с «идеальными» семьями из социальных сетей, отсутствие достаточной поддержки со стороны общества приводит к эмоциональному истощению родителей. Многие родители испытывают хроническую усталость, раздражительность и эмоциональное опустошение — состояние, которое специалисты называют родительским выгоранием.
Изначально термин «выгорание» появился в области изучения психологии профессиональных отношений и описывал процессы, происходящие с работниками сферы услуг (профессии типа «человек — человек») в результате пролонгированного стресса, обусловленного несоответствием их ресурсных возможностей и требований среды. Позже это понятие стало применяться и к родительству, поскольку родители также испытывают значительный стресс и эмоциональное напряжение, особенно в условиях, когда их ресурсные возможности не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним.
Родительское выгорание — это состояние эмоционального истощения, которое возникает вследствие длительного физического и психологического напряжения, связанного с воспитанием детей. Оно проявляется апатией, раздражительностью, чувством беспомощности и снижением интереса к повседневной жизни. Родительское выгорание характеризуется сильной усталостью по отношению к родительской роли, эмоциональным дистанцированием от ребёнка и чувством родительской неэффективности. Это состояние, при котором родитель эмоционально отстраняется от ребёнка и начинает сомневаться в своей способности быть хорошим родителем. Родители чувствуют себя настолько истощёнными из‑за необходимости выполнять родительские обязанности, что одна только мысль о том, что у них есть ребёнок, рождает ощущение предела возможностей. В результате родитель эмоционально дистанцируется от ребёнка: уменьшается вовлеченность в отношения с ним, взаимодействия ограничиваются функциональным / инструментальным аспектом и ослабевает эмоциональный аспект отношений. Родители больше не чувствуют, что они хорошие родители и теряют удовольствие от нахождения с детьми [1].