Многое меняется в укладе страны, в системе образования, во взглядах видных педагогов-взрослых. Но подростки во все времена остаются одинаковыми: окрыленными идеями и влюбленными в жизнь…
Хорошо это или плохо, но свой профессиональный выбор человек должен делать в подростковом возрасте (14–17 лет) — в период смены авторитетов и увлечений, противоречий внутри и вовне, где амбиции и желания соперничают с возрастным упрямством и растерянностью перед принятием важного решения.
Общаясь с подростками, я часто отмечала, что сложность у них возникает не столько в выборе конкретной профессии, сколько в определении тех критериев, которые могут быть положены в его основу. Дилемма становится неразрешимой — чему отдать предпочтение: высокому материальному доходу или малооплачиваемому занятию «по душе», слепо последовать модным тенденциям на профессию или положиться на мнение товарища, выбрать одно дело на всю жизнь или позволить себе пробовать силы во всех направлениях, продолжить семейную традицию или вступить в совсем иную сферу познания.
Это сложный выбор, и этот выбор, возможно, впервые для себя подросток сделает самостоятельно. И здесь не обойтись без помощи. Да-да, помощи взрослых. И это не так сложно. Надо взрослеть вместе с ним, не уходить от трудных вопросов, быть готовым подставить надежное родительское плечо. Тогда страх ответственности отступит и принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям, станет гораздо легче.
Очень важно научить подростка стратегии выбора и принятия своего решения. Ведь, вступая во взрослую жизнь, человеку приходится ежедневно, ежечасно осуществлять выбор везде и во всем. Без навыка выстраивать свою стратегию выбора не могут возникнуть осознанные и структурированные действия по достижению намеченной цели. А это, в свою очередь, повлечет за собой череду разочарований в жизни и в конечном итоге полную потерю собственных ориентиров и ценностей. Исследуя закономерности развития личности, большинство психологов сходятся во мнении, что выбор профессии — это не столько выбор трудовой деятельности, сколько «окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего призвания и выбора своего основного жизненного дела» (Л. И. Божович).