По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2005-03

Робастное управление человеко-центрированной медицинской организацией

Бердутин Виталий Анатольевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры выездного и инновационного обучения по интегрированным дисциплинам медикобиологического университета инноваций и непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна» ФМБА России, e-mail:kartikeya2691@yahoo.com

Современная социокультурная реальность заставляет руководителей медицинских учреждений уделять повышенное внимание человеческому фактору, переосмысливая такие базовые понятия менеджмента, как «управление» и «организация». В медицинских коллективах важно культивировать максимально комфортную человеко-центрированную производственную среду. Основная цель настоящей статьи — наглядно продемонстрировать целесообразность использования робастного управления для обеспечения постоянной концентрации внимания медицинского менеджмента на вопросах межличностных отношений сотрудников. Статья содержит краткую характеристику методов робастного управления, описание человекоцентрированного подхода, а также примеры использования робастных регуляторов и оценочных критериев соционического профайлинга. Потенциал робастного управления раскрывается не тогда, когда руководство просто заявляет о его достоинствах, а когда весь медицинский коллектив хочет и может его использовать, активно включаясь в достижение желаемого результата.

Литература:

1. Бердутин В. А., Бердутина Э. В. Логистика прикладных решений для бережливого здравоохранения и соционическая типология. LAP LAMBERT Academic Publishing: BeauBassin. 2020: 213 с.

2. Бердутина Э. В. Использование соционического подхода в комплексной оценке управленческой команды крупного холдинга. Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2013; 9 (129).

3. Воевода А. А., Жмудь В. А. Сходимость алгоритмов оптимизации регулятора для объекта с ограничителем и запаздыванием. Научный вестник НГТУ. 2007; 4 (29): 179-184.

4. Колпачников В. В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций. Вопросы психологии. 2000; 3: 49-56.

5. Колпачников В. В., Тишова А. Н. Человеко-центрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал? Организационная психология. 2016; 6 (3): 38-49.

6. Колпачников В. В. «Клиенто-центрированный» и «человеко-центрированный» в рамках психотерапии и за ее пределами — в партнерских отношениях. Консультативная психология и психотерапия. 2010; 4: 168-171.

7. Лазарев В. Л. Робастное управление в биотехнологической промышленности: Учеб. пособие. — Санкт-Петербург: Университет ИТМО: ИХиБТ. 2015: 196 с.

8. Лубенцова Е. В., Пиотровский Д. Л., Лубенцов В. Ф. Робастная нечеткая система автоматического управления с переменной структурой. Фундаментальные исследования. 2017; 3: 53-59.

9. Поляк Б. Т., Щербаков П. С. Робастная устойчивость и управление. — Москва: Наука. 2002: 303 с.

10. Чечурин Л. С. Робастность нестационарных и нелинейных систем управления. Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2006; 5-1: 111-117.

11. Штроо В. А. Человеко-центрированный подход и практика управления персоналом в российских организациях. Организационная психология. 2016; 6 (3): 91-104.

12. Bacellar A., Rocha J. S. X., Flor M. de S. Gestão organizacional centrada no grupo: relato de experiência. Rev. abordagem gestalt. Revista da Abordagem Gestáltica. 2014; 20 (1): 41-50.

13. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology; Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018: 394.

14. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare. 2020; 2 (4): 32-35.

15. Liu S., Yujie Zhan Y., Wang A. Person-Centric Work Psychology: Additional Insights Into Its Tradition, Nature, and Research Methods. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 105-108.

16. Meadows E. E. Empathic Listening. Congruence. Empathy. Unconditional Positive Regard; The Bristlecone. 1999; 3 Iss: 1-4.

17. Meadows E. E. Person-Centered Approach in Organizational Relationships. Organizational Psychology. 2014; 2: 46-52.

18. Rogers C. Client-Centered? Person-Centered? Person-Centered Review. 1987; 2 (1): 11-13.

19. Stroh W. A. Person-Centered Approach In Business Relations: Training Of Active Listening For Businessmen. Revista da Abordagem Gestáltica. 2014; 20 (1): 111-117.

20. Truxillo D. M., Fraccaroli F. A. Person-Centric Work Psychology: Changing Paradigms by Broadening Horizons. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 102-104.

21. Tyler J. A. Reclaiming rare listening as a means of organizational re‐enchantment. Journal of Organizational Change Management. 2011; 24 (1): 143-157.

22. Weiss H. M., Rupp D. E. Experiencing work: An essay on a person-centric work psychology. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 83-97.

1. Berdutin V. A., Berdutina E. V. Logistika prikladnykh resheniy dlya berezhlivogo zdravookhraneniya i sotsionicheskaya tipologiya (Logistics of applied solutions for lean healthcare and socionic typology). LAP LAMBERT Academic Publishing: BeauBassin, 2020, 213 p.

2. Berdutina E. V. Menedzhment i kadry: psikhologiya upravleniya, sotsionika i sotsiologiya (Management and Personnel: psychology of management, socionics and sociology). 2013; 9 (129): 5–11.

3. Voevoda A. A., Zhmud' V. A. Nauchnyy vestnik NGTU (Science bulletin of Novosibirsk State Technical University). 2007; 4(29): 179–184.

4. Kolpachnikov V. V. Voprosy psikhologii (The Issues Relevant to Psychology). 2000; 3: 49–56.

5. Kolpachnikov V. V., Tishova A. N. Organizatsionnaya psikhologiya (Organizational Psychology). 2016; 6 (3): 38–49.

6. Kolpachnikov V. V. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya (Counseling Psychology and Psychotherapy). 2010; 4: 168–171.

7. Lazarev V. L. Robastnoe upravlenie v biotekhnologicheskoy promyshlennosti: Ucheb. Posobie (Robust control in the biotechnological industry: study guide). St. Petersburg, Universitet ITMO: IKhiBT Publ., 2015, 196 p.

8. Lubentsova E. V., Piotrovskiy D. L., Lubentsov V. F. Fundamental'nye issledovaniya (Fundamental Research). 2017; 3: 53–59.

9. Polyak B. T., Shcherbakov P. S. Robastnaya ustoychivost' i upravlenie (Robust stability and control). Moscow, Nauka Publ., 2002, 303 p.

10. Chechurin L. S. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU (St. Petersburg State Polytechnical University Journal). 2006; 5-1: 111–117.

11. Shtroo V. A. Organizatsionnaya psikhologiya (Organizational Psychology). 2016; 6 (3): 91–104.

12. Bacellar A., Rocha J. S. X., Flor M. de S. Gestão organizacional centrada no grupo: relato de experiência. Rev. abordagem gestalt. Revista da Abordagem Gestáltica. 2014; 20 (1): 41–50.

13. Berdutin V. Socionic vision on Bioethics and Deontology; Lap Lambert Academic Publishing: Beau Bassin. 2018: 394.

14. Berdutin V. Socionic Typology Helps Regulate Doctor-Patient Relationships. EC Nursing and Healthcare. 2020; 2 (4): 32–35.

15. Liu S., Yujie Zhan Y., Wang A. Person-Centric Work Psychology: Additional Insights Into Its Tradition, Nature, and Research Methods. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 105–108.

16. Meadows E. E. Empathic Listening. Congruence. Empathy. Unconditional Positive Regard; The Bristlecone. 1999; 3 Iss: 1–4.

17. Meadows E. E. Person-Centered Approach in Organizational Relationships. Organizational Psychology. 2014; 2: 46–52.

18. Rogers C. Client-Centered? Person-Centered? Person-Centered Review. 1987; 2 (1): 11–13.

19. Stroh W. A. Person-Centered Approach In Business Relations: Training Of Active Listening For Businessmen. Revista da Abordagem Gestáltica. 2014; 20 (1): 111–117.

20. Truxillo D. M., Fraccaroli F. A. Person-Centric Work Psychology: Changing Paradigms by Broadening Horizons. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 102–104.

21. Tyler J. A. Reclaiming rare listening as a means of organizational re‐enchantment. Journal of Organizational Change Management. 2011; 24 (1): 143–157.

22. Weiss H. M., Rupp D. E. Experiencing work: An essay on a person-centric work psychology. Industrial and Organizational Psychology. 2011; 4: 83–97.

Современная социокультурная реальность заставляет руководителей медицинских учреждений уделять повышенное внимание человеческому фактору, переосмысливая такие базовые понятия менеджмента, как «управление» и «организация». Положение на отечественном рынке труда настойчиво требует от нас свежих творческих решений в соответствии высокой скоростью изменений, происходящих в общественном сознании. Любая организация нужна для того, чтобы выполнять работу, с которой не может справиться одиночка, и коммуникация оказывается главным средством объединения людей для совместной деятельности с целью решения поставленных задач. Поэтому в медицинских коллективах важно культивировать максимально комфортную человеко-центрированную производственную среду. Одним из лучших способов ее создания является переход учреждения на робастную систему управления, которая предоставляет возможность в полной мере воспользоваться преимуществами центрированной на человека организации труда [7]. Это связано с тем, что индивид полноценно функционирует только в условиях совместимости собственных ощущений с реальными обстоятельствами и коммуникационной средой. Рассогласованность межличностных связей, препятствуя позитивному восприятию действительности, приводит к искаженному пониманию происходящего, неверным суждениям, фрустрации и конфликтности. Но чем охотнее мы готовы принимать окружающих со всеми их достоинствами и недостатками, тем шире наши адаптационные возможности и явственнее интеллектуальный рост [4].

Любая управленческая практика должна иметь эксплицитно выраженную аксиологию, т. е. цель и ценность, проблематику, методологию, а также, что весьма принципиально, — антропологию, заключающуюся, в частности, в определении продуктивного подхода, который бы помогал решению самых сложных задач межличностного взаимодействия. Было бы логично в качестве ведущей антропологической практики опереться именно на соционический профайлинг, поскольку человеко-центрированный подход, как ни крути, подразумевает применение соционической типологии как одной из наиболее мощных техник профайлинга [2].

Для Цитирования:
Бердутин Виталий Анатольевич, Робастное управление человеко-центрированной медицинской организацией. ГЛАВВРАЧ. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: