По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.45

Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы

Н.A. Проданова д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru
В.В. Щепетов магистр факультета экономики торговли и товароведения, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: vlad17go@mail.ru

Процесс заключения государственного заказа несет в себе определенные риски. Добросовестные субъекты закупочного процесса заинтересованы в их минимизации. Государственные органы надзора должны следить за честным исполнением условий контракта со стороны заказчиков и поставщиков. Несмотря на постоянную модернизацию правовой базы и достаточно четкий механизм заключения государственного контракта, количество рисков остается по-прежнему высоким, следовательно, проблематика статьи является актуальной. Вступление в договорные отношения с неплатежеспособным участником, несвоевременное финансирование, непредвиденные расходы, связанные с исполнением контракта, завышение первоначальной цены контракта, судебные разбирательства и риск нанесения вреда третьим лицам — эти и другие риски заставляют субъектов государственных закупок искать и разрабатывать методики управления рисками. Говоря о региональной практике, некоторым регионам нашей страны удается организовать более или менее прозрачные условия функционирования закупочного процесса, настроить процессы автоматизации и стандартизации, а некоторые регионы пока не достигли таких успехов. В отстающих регионах число правонарушений в сфере закупок заметно превышает средние показатели по стране, соответственно, риски заключения государственного контракта там также выше. По мнению авторов статьи, повышение компетентности и осведомленности субъектов государственных закупок в перспективе улучшит условия функционирования сферы. Кроме того, высокие надежды возлагаются ими на технологический прогресс, в частности на технологию блокчейн, позволяющую успешно бороться с коррупцией и махинациями в государственных закупках.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.

3. Единая информационная система в сфере закупок. — URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

4. Устинова В.В. Минимизация рисков при заключении государственных контрактов в сфере закупок для нужд органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. — 2016. — № 4. — С. 119–123.

5. Официальный сайт Счетной палаты РФ. — URL: https://ach.gov.ru/.

6. Официальный сайт проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». — URL: https://www.nrpz.ru/.

7. Проданова Н.А., Филатова Е.И. Контроль исполнения контрактов для государственных и муниципальных нужд // Бизнес и дизайн ревю. — 2019. — № 3 (15). — С. 3.

8. Голощапова Л.В., Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Оценка нормативно-правовой базы и основные способы выявления внутрикорпоративных хищений и мошенничества в результате финансово-хозяйственной деятельности // Бухучет в строительных организациях. — 2019.

9. Официальный сайт ВЭБ. — URL: https://вэб.рф.

1. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ “On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs” (last edition) // ConsultantPlus — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

2. Federal Law of 18.07.2011 No. 223-FZ “On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities” (last edition) // ConsultantPlus — Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.

3. Unified information system in the field of procurement — Access mode: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.

4. Ustinova V.V. (2016). Minimizing risks when concluding government contracts in the field of procurement for the needs of internal affairs bodies. Gaps in Russian legislation. Legal Journal, (4), 119–123.

5. Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation — Access mode: https://ach.gov.ru/.

6. Official website of the project “National rating of procurement transparency” — Access mode: https://www.nrpz.ru/.

7. Prodanova N.A., Filatova E.I. Monitoring the execution of contracts for state and municipal needs // Business and Design Review. 2019. No. 3 (15). P. 3.

8. Goloshchapova L.V., Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Assessment of the regulatory framework and the main methods of detecting intra-corporate theft and fraud as a result of financial and economic activities — Accounting in construction organizations, 2019.

9. VEB official website — Access mode: https: //вэб.рф.

Исследование рисков заключения государственного контракта является актуальным на сегодняшний день. В первую очередь это связано с важностью бесперебойного функционирования сферы государственных закупок. Каждому из участников закупочного процесса необходимо правильно соотносить риски с возможными выгодами. Крайне важно обеспечить прозрачность, эффективность и привлекательность системы государственных закупок. От этого зависят благосостояние населения и предприятий, инвестиционный и экономический климат целой страны. Государство должно способствовать снижению рисков в закупках, создавать требуемую инфраструктуру, определять рамки и границы, наказывать недобросовестных участников. Риск-менеджмент играет большую роль во многих экономических сферах, в том числе это относится и к сфере государственных закупок. Неопределенность присутствует везде, а вместе с ней и различные риски, однако внедрение комплексного подхода к управлению рисками дает возможность сформировать объективный взгляд на сложившиеся процессы и механизмы, повысить эффективность и точность планирования, увидеть новые возможности, сильные и слабые стороны, подготовиться к различным негативным сценариям.

Цель исследования: анализ рисков заключения государственного контракта в региональных практиках системы закупок.

Материалы и методы исследования: в научно-исследовательской работе применялись следующие общенаучные методы исследования: аналитический, сравнения, обобщения, синтез, классифицирование, а также другие методы. В ходе написания работы были использованы источники права в сфере закупок (федеральные законы № 44-ФЗ [1], № 223-ФЗ [2]), контрактная информация (в частности, данные из Единой информационной системы в сфере закупок [3]), методологические и справочные материалы информационных агентств и органов власти РФ, научные статьи соотечественников.

Практически любая экономическая деятельность связана с риском. Обычно под риском может подразумеваться любая объективно существующая вероятность возникновения каких-либо неблагоприятных обстоятельств в процессе осуществления деятельности различного характера.

Для Цитирования:
Н.A. Проданова, В.В. Щепетов, Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы. Бухучет в строительных организациях. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: