По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.71

Риски удаленной биометрической идентификации клиента и пути их снижения

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Емец Михаил Игоревич магистрант кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: memets@ya.ru

Удаленная биометрическая идентификация клиентов — новый механизм для Российской Федерации, позволяющий заключать договоры без личного обращения потенциального клиента для идентификации. Этот механизм, с одной стороны, повышает доступность финансовых услуг, с другой — имеет определенные риски, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Данные риски рассмотрены в статье, предлагаются мероприятия по их снижению. В статье осуществляется обзор рисков и формулируются конкретные мероприятия, реализация которых поможет финансовым организациям минимизировать риски удаленной идентификации. Материал статьи может быть полезен при подготовке курсов по направлениям экономики и менеджмента.

Литература:

1. Законопроект № 514780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и иные законодательные акты Российской Федерации (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте)». — URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/514780-7.

2. Банки оценили биометрию // Коммерсант. — № 158 (6396) от 03.09.2018. — https://www.kommersant.ru/doc/3731093.

3. Банки оценили затраты на сбор биометрии граждан // Ведомости. — URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/10/23/784463-banki-zatrati-nabiometrii-grazhdan.

4. Винокуров, А. Биометрические системы идентификации в кредитных организациях как инструмент противодействия мошенничеству // Финансы и кредит. — 2016. — № 21. — C. 15–23. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ biometricheskie-sistemy-identifikatsii-v-kreditnyh-organizatsiyah-kak-instrumentprotivodeystviya-moshennichestvu.

5. Горшков, А. ЕБС или самостоятельные биометрические решения? Выбор есть // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. — 2018. — № 4 (146).

6. Достов, В.Л., Емелин, А.В. Совершенствование законодательства о ПОД/ФТ в части упрощенной идентификации клиентов // Деньги и кредит. — 2014. — № 7. — C. 7–10.

7. Достов, В.Л., Шуст, П.М., Козырева, А.Д. Новые концепции применения рискориентированного подхода при осуществлении процедур идентификации // Юридическая наука. — 2017. — № 5. — С. 16–21. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ novye-kontseptsii-primeneniya-risk-orientirovannogo-podhoda-pri-osuschestvleniiprotsedur-identifi katsii.

8. Женщины отдают предпочтение электронным госуслугам // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. — URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/38146.

9. Магомедов, М.Ш., Каратаев, М.В. ФАТФ: первые 25 лет в архитектуре международных отношений. Сообщение 1. Эволюция концепции финансового мониторинга // Вестник РАЕН. — 2014. — № 3. — C. 25–30.

10. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ. — URL: http://www.fedsfm.ru/content/fi les/ documents/fatf/рекомендации%20фатф.pdf.

11. Наумов, В.Б. Problems of development of legislation on identification of the subjects of information space in digital Economy // Труды Института государства и права РАН. — 2018. — № 4. — C. 125–150. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problems-of-development-of-legislation-on-identification-of-the-subjects-ofinformation-space-in-digital-economy.

12. Наумов, В.Б., Брагинец, А.Ю. Информационно-правовые проблемы удаленной идентификации субъектов в сфере финансовых услуг // Информационное право. — 2016. — № 1. — C. 13–19.

13. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7). — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/.

14. Петров, И.В., Минакова, Н.Н. Сравнительный анализ методов некооперативного распознавания радужной оболочки глаза // Известия АлтГУ. — 2016. — № 1 (89). — С. 163–167. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analizmetodov-nekooperativnogo-raspoznavaniya-raduzhnoy-obolochki-glaza.

15. Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. — Москва: КНОРУС; ЦИПСиР, 2012. — 280 с.

16. Ревенков, П.В., Поспелов, А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит. — 2015. — № 24 (648). — C. 2–13. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-napravleniya-regulirovaniyaelektronnogo-bankinga.

17. Сабанов, А.Г., Смолина, С.Г. Сравнительный анализ методов биометрической идентификации личности // Труды Института системного анализа РАН. — 2016. — Т. 66. — № 3. — C. 11–20.

На международном уровне подходы к противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения разрабатывает межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Основным методическим источником ФАТФ по ПОД/ФТ/ ФРОМУ являются 40 рекомендаций [10]. Российская Федерация имплементировала в национальное законодательство все указанные рекомендации. Некоторые из них становятся особенно актуальными в контексте удаленной (биометрической) идентификации клиента. Например, 15-я рекомендация «Новые технологии» предусматривает обязательство стран и финансовых организаций оценивать новые технологии и продукты с точки зрения влияния на риски ОД/ФТ/ФРОМУ. Удаленная, в том числе биометрическая, идентификация — пример такой новой технологии, которая нуждается в оценке влияния на риски.

Актуальность статьи обусловлена оказанием методологической поддержки созданию экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан, что является одной из целей программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13]. Взаимодействие субъектов цифровой экономики становится более эффективным при наличии механизма удаленной идентификации. Специалисты по информационному праву по этому поводу отмечают, что «в эпоху глобального информационного пространства высокая ценность удаленного доступа к сервисам и знаниям не подвергается сомнению. В частности, текущий уровень развития информационных технологий позволяет участникам информационных отношений перевести значительную часть взаимоотношений в электронную форму, тем самым снижая транзакционные издержки и повышая эффективность использования человеческих ресурсов» [12].

В соответствии с первой рекомендацией ФАТФ страны должны осуществлять оценку рисков и применять риск-ориентированный подход, чтобы мероприятия по ПОД/ФТ/ФРОМУ соответствовали выявленным рискам. В контексте идентификации клиента в российском законодательстве эта рекомендация отражается в том числе в различных подходах к идентификации клиента в зависимости от характера совершаемой операции и заключаемого договора.

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Емец Михаил Игоревич, Риски удаленной биометрической идентификации клиента и пути их снижения. Ученый совет. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: