В августе 2020 года гражданином через сайт Booking.com был забронирован отель в Италии в период с 04.01.2021 по 11.01.2021. Стоимость 1715 евро отель списал сразу с кредитной карты. Согласно условиям бронирование отменить возможно только с уплатой штрафа в размере 100 % от суммы бронирования. То есть при отмене ничего не возвращается. Также гражданин забронировал билеты в «Аэрофлоте»: Москва — Милан — Москва. В настоящее время выясняется, что гражданин воспользоваться данной услугой не может, поскольку в Италию в туристических целях въезд запрещен, консульство туристические визы также не оформляет, о чем указано на сайте визового центра Италии. Кроме того, «Аэрофлот» отменил рейс и вернул гражданину деньги. При этом на момент оформления бронирования гостиницы запрет на въезд туристов уже существовал, и тем не менее Booking.com прорекламировал и способствовал продаже гражданину услуги, зная, что гражданин ей воспользоваться не сможет. Сейчас гражданин обратился в Booking.com с просьбой отменить бронирование и вернуть деньги по изложенным причинам. Booking.com обратился в отель, но отель отказался идти на компромисс. Единственный способ — это судиться. В соответствии со ст. 32 закона «О защите прав потребителя», если потребитель отказался от еще не полученной услуги, то с него могут удержать лишь фактически произведенные расходы. Однако каких-либо расходов ни отель, ни Booking.com не понесли. Фактически благодаря Booking.com с гражданина списали деньги за услугу, заведомо понимая, что он не сможет ее получить.
Может ли гражданин вернуть свои деньги? Каким образом это сделать? Может ли гражданин судиться с итальянским отелем в России по месту своего жительства? Есть ли основания для взыскания денег с Booking.com?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Надлежащим ответчиком в рассматриваемой ситуации является отель.