Достижение целей устойчивого развития экономики Российской Федерации во многом определяется эффективностью контроля и надзора со стороны контрольно-надзорных органов. Наметившиеся тенденции оптимизации структуры, функций и задач административного аппарата государственного сектора экономики России и повышения качества управленческих решений, принимаемых должностными лицами органов государственной власти, являются факторами стремительного перехода к осуществлению риск-ориентированных процедур надзора и контроля, реализуемых уполномоченными государственными институтами. Перечисленные аргументы и обстоятельства обосновывают актуальность темы и практическую значимость исследований по данной проблематике.
Цель исследования: исследование современных проблем применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внутреннего и внешнего государственного финансового контроля, оценка степени сформированности методического инструментария, регламентирующего порядок планирования и проведения контрольных мероприятий в условиях применения риск-ориентированного подхода.
Задачи исследования: оценка методической базы, разработанной с учетом особенностей риск-ориентированного подхода, анализ принципов взаимодействия отдельных субъектов контроля при использовании риск-ориентированного подхода, исследование механизмов внутреннего и внешнего контроля в условиях риск-ориентированного планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Исследованы требования нормативных актов, систематизированы научные публикации ведущих экономистов, посвященные различным аспектам контроля, аудита в условиях внедрения риск-ориентированного подхода. В ходе исследования использовались практические данные и методические разработки субъектов контроля по данной проблематике.
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора означает закрепление в качестве приоритетного выборочный контроль (надзор) за объектами контроля (надзора) на основе выделения и категоризации рисков в сферах деятельности объекта контроля (надзора). Понятие «риск» в терминологии близкой к государственному сектору экономики означается возможность наступления негативного эффекта, связанного с нарушением исполнения государственным органов своих полномочий в определенной сфере: в бюджетной, законодательной, административной и т.д. Появлению рисков в секторе государственного управления предшествует возникновение факторов риска, под которыми понимается действие внутренних и внешних сил, приводящее к возникновению риска. Например, если существует риск недостижения целевых показателей по государственной программе, то факторами данного риска будут являться низкое качество организации ключевых мероприятий государственной программы, а также несвоевременное внесение изменений в паспорт государственной программы в отношении объемов, сроков и этапов реализации государственной программы [5, с. 43].