По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.148 DOI:10.33920/med-17-2105-03

Риск-ориентированный внешний и внутренний государственный финансовый контроль: общее и частное в подходах к осуществлению

Наталья Викторовна Савина д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», финансовый факультет, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: savina-vzfei@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6297-5688
Юрий Сергеевич Пипия Центральный банк Российской Федерации (Банк России), 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, E-mail: you.s.pipiya@mail.ru, ORCID: 00000001-8215-3948

В данной работе авторами проводится анализ существующего блока методических рекомендаций по применению риск-ориентированного подхода к планированию деятельности контрольных органов по внутреннему и внешнему государственному финансовому контролю; важное место в исследовании занимает тезис авторов о поиске возможностей унификации опыта организации риск-ориентированного планирования в деятельности органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. Для поиска ответа на этот вопрос авторами проводится всестороннее изучение применения риск-ориентированного подхода к планированию деятельности органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля в разрезе перечня критериев, к которым отнесены порядок и способы определения рисков, их понимание, а также трактование самого понятия «риск-ориентированный подход».

Литература:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 05.11.2020) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

3. Методические рекомендации применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности Счетной палаты города Тюмени (утверждены решением Коллегии Счетной палаты города Тюмени от 29.03.2019 № 11 (в ред. решений от 14.10.2019 № 37, от 19.03.2020 № 5).

4. Методика планирования контрольных (аналитических) мероприятий финансового управления администрации города Новороссийска с применением риск-ориентированного подхода (утверждена распоряжением главы финансового управления муниципального образования «Город Новороссийск» от 19.12.2017).

5. Гулько А.А., Дронова А.Н. О риск-ориентированном подходе в государственном финансовом контроле // Вектор экономики. — 2019. — № 2 (32). — С. 43.

6. Кузикова М.В. Развитие риск-ориентированного подхода во внутреннем государственном финансовом контроле // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 344–348.

7. Михайлова О.М. Исследование риск-ориентированного подхода к организации и осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. — М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. — С. 251–258.

8. Николаева К.П. Риск-ориентированный подход к осуществлению государственного финансового контроля Федеральным казначейством // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. — М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. — С. 294–299.

9. Никоненко В.В. Совершенствование механизма применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-ревизионных мероприятий // Вектор экономики. — 2020. — № 5 (47). — С. 67.

10. Сенчакова П.Д. Основы риск-ориентированного подхода государственного финансового контроля // Аудиторские ведомости. — 2020. — № 2. — С. 36–39.

11. Тарасов А.М. К вопросу об эффективности государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. — 2020. — № 3 (55). — С. 140–147.

12. Тимин А.Н., Коротких Л.В. Риск-ориентированный подход в системе государственного финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). — Киров: Вятский государственный университет, 2019. — С. 519–525.

1. Federal law of 26.12.2008 N 294-Fz (ed. 08.12.2020) “On the protection of the rights of legal persons and individual entrepreneurs in the exercise of state control (oversight) and municipal control”.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 17.08.2016 N 806 (ed. 05.11.2020) “On the application of a risk-oriented approach in the organization of certain types of state control (oversight) and amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation”.

3. Methodical recommendations of the use of a risk-oriented approach in planning the activities of the Accounts Chamber of the city of Tyumen (approved by the decision of the Board of Accounts of the city of Tyumen on March 29, 2019 No. 11 (ed. decisions No. 37 of 14.10.2019, No. 5 of 19.03.2020).

4. The method of planning control (analytical) activities of the financial management of the Novorossiysk City Administration using a risk-oriented approach (Approved by the order of the head of the financial department of municipal education in the city of Novorossiysk on 19.12.2017).

5. Gulko A.A., Dronova A.N. About a risk-oriented approach in public financial control / Vector economy. — 2019. — № 2 (32). — S. 43.

6. Kuzikova M.V. Development of a risk-oriented approach in internal state financial control / Young scientist. — 2019. — № 46 (284). — S. 344–348.

7. Mikhailova O.M. Study of risk-oriented approach to organization and control in the fiscal sphere / Science and education: the future and goals of sustainable development. — M.: Moscow University by S.S.I. Witte, 2020. — S. 251–258.

8. Nikolaeva K.P. Risk-oriented approach to the implementation of state financial control by the Federal Treasury / Science and Education: The future and goals of sustainable development. — M.: Moscow University by S.S.I. Witte, 2020. — S. 294–299.

9. Nikonenko V.V. Improving the mechanism of applying a risk-oriented approach in the planning of audit activities / Vector of the economy. — 2020. — № 5 (47). — S. 67.

10. Senchakova P.D. Basics risk-oriented approach of state financial control / audit statements. — 2020. — № 2. — S. 36–39.

11. Tarasov A.M. To the question of the effectiveness of state control / Proceedings of the Academy of Management of the Russian Interior Ministry. — 2020. — № 3 (55). — S. 140–147.

12. Timin A.N., Short L.V. Risk is a oriented approach in the system of state financial control at the level of the subject of the Russian Federation / society. Science. Innovations (NPC2019). — Kirov: Vyatsky State University, 2019. — S. 519–525.

Достижение целей устойчивого развития экономики Российской Федерации во многом определяется эффективностью контроля и надзора со стороны контрольно-надзорных органов. Наметившиеся тенденции оптимизации структуры, функций и задач административного аппарата государственного сектора экономики России и повышения качества управленческих решений, принимаемых должностными лицами органов государственной власти, являются факторами стремительного перехода к осуществлению риск-ориентированных процедур надзора и контроля, реализуемых уполномоченными государственными институтами. Перечисленные аргументы и обстоятельства обосновывают актуальность темы и практическую значимость исследований по данной проблематике.

Цель исследования: исследование современных проблем применения риск-ориентированного подхода как способа совершенствования внутреннего и внешнего государственного финансового контроля, оценка степени сформированности методического инструментария, регламентирующего порядок планирования и проведения контрольных мероприятий в условиях применения риск-ориентированного подхода.

Задачи исследования: оценка методической базы, разработанной с учетом особенностей риск-ориентированного подхода, анализ принципов взаимодействия отдельных субъектов контроля при использовании риск-ориентированного подхода, исследование механизмов внутреннего и внешнего контроля в условиях риск-ориентированного планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Исследованы требования нормативных актов, систематизированы научные публикации ведущих экономистов, посвященные различным аспектам контроля, аудита в условиях внедрения риск-ориентированного подхода. В ходе исследования использовались практические данные и методические разработки субъектов контроля по данной проблематике.

Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора означает закрепление в качестве приоритетного выборочный контроль (надзор) за объектами контроля (надзора) на основе выделения и категоризации рисков в сферах деятельности объекта контроля (надзора). Понятие «риск» в терминологии близкой к государственному сектору экономики означается возможность наступления негативного эффекта, связанного с нарушением исполнения государственным органов своих полномочий в определенной сфере: в бюджетной, законодательной, административной и т.д. Появлению рисков в секторе государственного управления предшествует возникновение факторов риска, под которыми понимается действие внутренних и внешних сил, приводящее к возникновению риска. Например, если существует риск недостижения целевых показателей по государственной программе, то факторами данного риска будут являться низкое качество организации ключевых мероприятий государственной программы, а также несвоевременное внесение изменений в паспорт государственной программы в отношении объемов, сроков и этапов реализации государственной программы [5, с. 43].

Для Цитирования:
Наталья Викторовна Савина, Юрий Сергеевич Пипия, Риск-ориентированный внешний и внутренний государственный финансовый контроль: общее и частное в подходах к осуществлению. Бухучет в здравоохранении. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: