Актуальные вопросы рыночной экономики на сегодняшний день так или иначе связаны с рисками, возникающими в ходе предпринимательской деятельности. Современные условия диктуют свои правила и критерии, в соответствии с которыми любое предприятие вынуждено функционировать, поддерживая при этом бизнес в состоянии прибыльности.
На каждом этапе планирования деятельности фирмы необходимо концентрировать должное внимание на возможностях возникновения рисков и, как следствие, методах управления рисками, подходах к их выявлению, идентификации и нивелированию неблагоприятных последствий.
Положительным является то, что на практике на показатель величины риска возможно влиять посредством финансового механизма, что осуществимо с помощью приемов финансового менеджмента или иначе — риск-менеджмента, в основу которого положена организация работы по выявлению риска и его снижению.
Само по себе понятие риска можно обозначить как конкретное действие, выполняемое в условиях выбора и, в случае неудачи, приводящее к повышению степени опасности оказаться в положении худшем, чем в случае, если действие не будет совершено [1].
В силу отличительных черт специфики работы предприятия, его деятельность подвержена рыночным рискам (относительно динамики колебания цен на материалы и конечные продукты).
В частности, в данной статье уделено внимание понятию экономических рисков, обусловленных негативными изменениями как в самом предприятии, так и на уровне всей страны. Данный тип рисков связан с колебаниями рыночной конъюнктуры, ценовыми изменениями финансовых активов, валютных курсов, процентных ставок, инфляции и т.д., сюда же можем отнести риск потери конкурентных рыночных позиций для компании.
Принятие решения, связанного с риском при осуществлении предпринимателем своей деятельности, предполагает выявление и сопоставление возможных потерь. В случае, когда отсутствуют расчеты, подкрепляющие риск, он преимущественно приводит к неблагоприятным последствиям для компании и сопровождается потерями.