По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе

Е.А. Опфер канд. пед. наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

В статье рассмотрены особенности использования положений риск-менеджмента в сфере управления качеством высшего образования. На основе общей теории риск-менеджмента, а также международных стандартов управления рисками и управления качеством серии ISO выделены и описаны группы внутренних, внешних и пограничных рисков вуза: кадровые, контингент-риски, имидж-риски, процессуальные, организационные, инновационные, технико-производственные, финансовые, социальные, риски государства, риски общества, риски предприятий и организаций. Описаны уровни принятия управленческих решений относительно улучшения качества образовательных услуг вуза – уровень ректората, уровень кафедры/факультета/отдела, уровень преподавателя/сотрудника. Кроме того, раскрыто проявление групп рисков на каждом уровне. В заключение статьи автором обоснован вывод о необходимости коллективной работы по управлению рисками в вузе для достижения высокого качества образования.

Литература:

1. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 16–23.

2. Васильков Ю.В., Гущина Л.С. Риски менеджмента и менеджмент рисков. Ярославль: Изд. дом Н.П. Пастухова, 2011. – 265 с.

3. Международный стандарт ISO/IEC 27005:2008. – Технический перевод v.2.5 от 22.01.2009. – 70 с.

4. ISO/IEC Guide 73:2002. Управление риском. Словарь. Руководящие указания по использованию в стандартах, 2008. – 70 с.

5. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. – 2005. – № 1. – С. 199–208.

6. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. – 2011. – № 2–51. – С. 73–76.

7. Риск-менеджмент в учреждениях социальной сферы, культуры и образования / Под ред. Беляевой М.А., Шрамко Н.В. Екатеринбург, 2014. – 170 с.

8. Владимиров А.И. О стратегическом планировании и управлении в вузе // Из записной книжки президента университета, проф. А.И. Владимирова. – Вып. 10. – М.: НЕДРА, 2012. – 48 с.

9. Ременников В.Б. Управленческие решения. М.: МИЭМП, 2010. – 141 с.

10. Иванов С.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Крутова О.Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. – 128 с.

11. Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/ fi le/35484.

12. Сахарчук Е.И. Образовательный стандарт как целостная характеристика качества высшего профессионального образования // Грани познания: Электронный научно-образовательный журнал 2014. №6 (33) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/jurnal/38.

Управление качеством высшего образования – процесс, требующий постоянного реагирования на изменения в образовательной системе и внешней среде. Поскольку в законодательстве высшее образование рассматривается не только как благо, но и как услуга1 , в этой сфере действительны основные принципы общего менеджмента. Подтверждением данного обстоятельства служит тот факт, что в высших образовательных учреждениях активно внедряются международные стандарты качества серии 9001:2008. Это позволяет, в первую очередь, усовершенствовать работу вуза в целом, а также улучшить его имидж в глазах заинтересованных сторон [1; 2].

Международные организации по стандартизации также не стоят на месте, предлагая все более эффективные подходы к управлению качеством. Так, в 2009 г. был утвержден стандарт ISO 31000:2009, посвященный менеджменту рисков в организации. Согласно данному стандарту управление организацией необходимо строить на основе учета положительных и негативных последствий рисков [3]. В России проблемами риск-менеджмента занимается общество РусРиск, партнерами которого являются такие крупные компании, как «ЛУКОЙЛ», Газпром, «Норильский никель» и др. Сферу образования в этом списке представляют: НИУ «Высшая школа экономики», Вятский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, Государственный университет управления, Московская школа экономики МГУ, МГИМО МИД РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова (http://rrms.ru/). Участие ведущих российских вузов в разработке отечественной системы риск-менеджмента свидетельствует о том, что данное направление является весьма актуальным для сферы высшего образования. Поскольку процессы планирования, проектирования, реализации образовательного процесса и другие процессы жизненного цикла подвержены большому количеству рисков, их своевременный учет позволит избежать серьезных потерь, будь то снижение контингента, «текучка» квалифицированных кадров, уменьшение государственного финансирования и др.

Для Цитирования:
Е.А. Опфер, Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе. Юрист ВУЗа. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: