По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Резюме номера

Авторы затрагивают важный вопрос современного машиностроения — применение геомодификаторов в смазочных материалах для различных узлов и механизмов энергетических и металлургических машин.

Геомодификаторы — группа трибосоставов, имеющая в качестве активного элемента мелкодисперсные минеральные порошки, обеспечивающие мягкую микрошлифовку поверхностей трения и формирование на нем защитных слоев. Триботехнические свойства минералов в качестве антифрикционных материалов общеизвестны. Достаточно вспомнить часовые опоры из рубина и сапфира, присадки к моторным и индустриальным маслам с ультрадисперсным алмазографитовым порошком, а также графитовые и дисульфидмолибденовые смазки. Все это широко используется в современной трибологии.

В статье подробно изложена история развития трибологии, как направления в науке. Например, до 30‑х гг. XX века, для смазывания двигателей внутреннего сгорания использовались минеральные (нефтяные) масла без присадок. Создание дизельных двигателей с наддувом привело к пригоранию поршневых колец из‑за повышения температуры. Проблема была решена после разработки дизельного масла с моющими присадками. Одновременно возникла проблема повышения термоокислительной стабильности масел — для этого разработаны антиокислительные присадки. Появилось направление исследований, связанное со стремлением улучшить свойства базовых масел и смазок за счёт добавления присадок, влияя на физико-химические характеристики: вязкость, моющие свойства, температуру застывания, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные, противопенные и противозадирные свойств.

Основная часть противоизносных препаратов ориентирована на применение в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей и представлена на рынке для широкого круга неквалифицированных потребителей в виде различных смесей с обобщенными рекомендациями к применению. Ответственность за выбор типа присадки и результаты её «воздействия» ложатся на плечи потребителя. Многовариантность путей снижения трения указывает на необходимость учёта индивидуальных особенностей. Так, результаты исследований, выполненных на кафедре ДВС СПбГПУ показываеют, что при использовании шести смазочных композиций на базе газомоторного топлива наблюдалось улучшение параметров работы моторов: увеличение номинальной мощности до 5%, максимального крутящего момента до 12%, снижение расхода топлива до 10%. Отмечалось выравнивание компрессии по цилиндрам и некоторое ее повышение. Однако, при введении большинства смазочных композиций резко падала мощность мотора, особенно в зоне высоких частот вращения.

Для Цитирования:
Резюме номера. Главный механик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: